Мюмтазер Тюркон, "Тудей Заман"
Из заявлений, сделанных лидером Партии националистического движения (ПНД) Девлетом Бахчели во вторник на заседании парламентской фракции его партии, следует, что оппозиция его партии правительству в отношении курдского вопроса далее ужесточится.
Эта суровость подразумевается в пресс-релизе ПНД, касающемся визита президента Абдуллы Гюля в Диярбакыр, юго-восточный город, преимущественно населенный курдами. Бахчели обвинил президента, который сказал в Диярбакыре: "официальным языком является турецкий," в легитимации курдского языка в общественной сфере. В своем выступлении перед парламентской фракцией своей партии, Бахчели обвинил президента в непосредственно "содействию сепаратизму." В связи с дебатами по демократической автономии и двуязычию, инициированными прокурдской Партией мира и демократии (БДП), правящей Партии справедливости и развития (АКП) было предъявлено обвинение в попытке разделить Турцию. Кроме того, его речь была приправлена очень суровыми замечаниями в отношении дебатов, связанных с решением курдской проблемы. Бахчели сигнализирует боевую готовность в курдской стратегии своей партии.
Это чистое изменения в стратегии ПНД будет важным параметром и для предстоящих выборов и решения курдского вопроса. Поэтому, мы должны тщательно проанализировать эти стратегические изменения и выяснить, чего хочет добиться от них ПНД.
ОППОЗИЦИЯ АКП В КУРДСКОМ ВОПРОСЕ
Бахчели неизменно подчеркивал, что проект демократической инициативы АКП является на самом деле планом раздела Турции. Его оппозиция, которая становится все ожесточеннее, направлена на эту инициативу, которую АКП разработала в попытке решить курдский вопрос. Обвинения в сепаратизме, которые выдвигает ПНД против АКП, несколько противоречивы.
Не АКП создала курдский вопрос. Турция в настоящее время переживает состояние восстания, которое длится уже на протяжении последних 27 лет. Этот риск разделения, который Бахчели поспешно взваливает на АКП, был всегда, увеличиваясь или уменьшаясь время от времени. Он никогда не исчезал. Сегодня принимаются меры, чтобы положить конец такой ситуации восстания. Решение курдского вопроса, которое бы не нанесло ущерба целостность страны и таким способом, который принесет мир и счастье, зависит от решений и отношения многих игроков. В этом контексте, ПНД является крупным игроком. Если ПНД не захочет, курдский вопрос в Турции не может быть решен.
Все другие игроки позиционируют себя в пользу решения, в том числе Рабочая партия Курдистана (РПК) и различные международные игроки. Хочет ли ПНД, чтобы этот вопрос был решен? Тот факт, что во время парламентского совещания группы своей партии, Бахчели заявил войну против всех, включая президента, который занял в высшей степени мягкую и примирительную позицию по курдскому вопросу, указывает, что ПНД будет сопротивляться решению этого вопроса.
ВЫБОР ПЛАНА ПО КУРДСКОМУ ВОПРОСУ
Существует значительная разница между жесткой оппозицией ПНД демократической инициативе правительства и ее вновь объявленной войне. Выступая против демократической инициативы, ПНД пытается создать баланс, позиционируя себя против переговоров с РПК и заполняя пространство, освобожденное военными. Таким образом, ей удалось заручиться поддержкой турецких националистов. Ее основное обоснование "Без нас, никто не может положить предел политическим требованиям РПК".
В противоположность этому, сегодня, она не хочет решения этого вопроса в любом случае. Причина в том, что в июне предстоят выборы. Призвав своих сторонников сказать "нет" на референдуме 12 сентября, ПНД вызала сильную реакцию со стороны своей электоральной базы и понесла серьезные потери голосов. Вместо того, чтобы выбраться из этой трясины, он упал в нее еще глубже после проведения референдума. ПНД в настоящее время пытается всеми силами уничтожить и без того хрупкий политический баланс и создать себе пространство среди развалин. Сама территория, которую ПНД выбрала для объявленной ею войны, является тому доказательством.
Во-первых, это первый случай, когда ПНД так публично и открыто поддерживает расизм. ПНД является партией, которая выступает за турецкий национализм. Но раньше она не одобряла расизма. На этот раз, она строит свою стратегию на чувстве ненависти к "другим". Во-вторых, она выступает за запрет на курдский язык, введенный военной хунтой в 1983 году. В 1983 году военная хунта запретила использование курдского языка во всех областях Турции. Этот запрет, пока он не был отменен при Тургуте Озале в 1991 году, вызвал серьезные реакции со стороны курдской общины. Всякое возражение против плакатов на курдском языке, которыми размахивали в ходе приветственной церемонии при визите президента в Диярбакыр, означает ничто иное, как выступление за запрет военной хунты. Бахчели особо подчеркивает, что они против использования этих плакатов в общественной сфере. Сказать "нет" использованию курдского языка в общественной сфере, в дополнение к официальной сфере, означает запрещение использования этого языка повсюду, кроме частной сферы. В-третьих, через два года после его создания, ПНД критикует курдский телеканал на государственной Турецкой телерадиокорпорации (TRT) , TRT 6. В-четвертых, ПНД бесцеремонно обвиняет президента - который во время своего визита в Диярбакыр сразу после заседания Совета национальной безопасности (СНБ) предупредил, что официальным языком является турецкий - в сепаратизме.
БУДУЩЕЕ ПНД
ПНД и БДП - две партии двух противоположных полюсов, которые питаются курдским вопросом. Идеология ПНД - не турецкий национализм, но антикурдская. Турецкий национализм имеет твердые интеллектуальные и культурные традиции, и он никогда не предполагал исключительности, и никогда не порождал вражды или сепаратизма. Опираясь на поляризацию, вытекающую из курдского вопроса и, уничтожив взаимное уважение и ценности, которые связывают общество, ПНД теперь предполагает политическое представительство вражды.
До сих пор, ПНД воздерживалась от кровопролития и терроризма. Теперь она черпает свою силу из социальной поляризации. Значительный курдский приток в западные провинции создал формы ксенофобии, основанной главным образом на экономических и социальных факторах. Может ли эта вражда против курдов в западных провинциях быть использована для создания расистского дискурса как политического проекта - так же, как расизм, который находится на подъеме в Европе? ПНД будет пытаться сделать это к выборам, намеченным на июнь. Это хорошо засвидетельствовано тем фактом, что у ПНД отсутствует какая-либо политика в отношении любого вопроса, кроме курдского вопроса.
Так какова же будет судьба этого недавнего расистского дискурса ПНД?
Это - вопрос, на который ответит народ. Расизм не имеет оснований в культуре, традициях и верованиях турецкого общества. Даже ярый избиратель ПНД не сможет разделить этой риторики ненависти и вражды. Я знаю, что 80 процентов избирателей, которые, как считают, проголосуют за ПНД на предстоящих выборах, думают: "Пусть эти ребята говорят на любом языке, на каком они хотят." То, что Бахчели воспринимает как возможность для выборов, будет способствовать маргинализации ПНД. Опросы общественного мнения достаточно доказывают это. Короче говоря, расистское отношение ПНД не является прочной политикой.
Как результат, ПНД не сможет поддерживать свой жесткий расистский дискурс. Такой расизм не изменит баланс электоральной поддержки в Турции. Общественность твердо придерживается надежд на неизбежный мир и стабильность и конец терроризма, в то время как подход ПНД не ведет ни к чему, кроме страха возобновления террора.
Новая курдская стратегия ПНД
2168 | 0 |