Параг Ханна
Южный Судан - это только начало. Мир может скоро увидеть 300 независимых, суверенных государств ... и это просто отлично. В течение нескольких лет, суверенный Курдистан может выйти из все еще хрупкого Ирака.
В этом году почти наверняка мы увидим рождение новой страны под названием Южный Судан. Мы также можем стать свидетелями создания независимой Палестины, так как палестинские лидеры настаивают на одностороннем признании их национального суверенитета в рамках границ 1967 года. И в течение нескольких лет, суверенный Курдистан может выйти из все еще хрупкого Ирака. Мы можем вступить в новый период массового рождения государств: Представьте себе, независимую Южную Осетию, Сомали, также Дарфур. В этой тенденции нет ничего нового, но она вновь набирает обороты. Последнее суверенное государство появилось в 2008 году, когда Косово вышло из распавшейся Югославии, и девять лет назад, в 1999 году, когда Восточный Тимор обрел независимости от Индонезии.
Из-за этого волны самоопределения, кульминацией которой является суверенитет, сегодня в мире есть больше автономных политических образований, чем в любое время, начиная со средних веков тысячу лет назад. В течение нескольких десятилетий, мы могли бы легко иметь в мире не менее 300 государств.
Кроме того, мы постепенно возвращаемся в средневековый мир с тысячами многоуровневых сообществ от наднационального Европейского союза до городов-государств Персидского залива до коренных общин инуитов (эксимосов - ред) Канады и Гренландии.
Этой неустойчивостью картографических выражений основного геополитического явления страдает большая часть Африки, Ближнего Востока и Азии: пост-колониальная энтропия. За исключением немногих, редких случаев, во многих колониях, которые обрели независимость полвека назад, по причине неуправляемого роста численности населения, хищных и коррумпированных диктатур рушится инфраструктура и институты, и происходит этническая или религиозная поляризация.
Вне зависимости от того, можно или нет технически квалифицировать Йемен, Ирак, Пакистан, или Демократическую Республику Конго как "несостоявшиеся государства", их судьбы заложены в их колониальном наследстве. Действительно, их границы часто являются глубочайшей причиной этих конфликтов. Многие из этих национальных границ отчаянно нуждаются в регулировании, и остальной мир мог бы проявить больше гибкости в предоставлении им возможности сделать это. Европа прежде испортила это, но теперь Запад может поддерживать региональные органы в признании этих новых границ - помочь другим в этом процессе, чтобы помочь себе.
По этой логике, сегодняшние горячие точки, такие как Ирак и Афганистан, не просто "войны Америки." Скорее, они в некоторой степени неразорвавшиеся боеприпасы, оставшиеся от старых европейских войн, и их предохранители медленно тлеют. Действительно, Соединенные Штаты не имели ничего общего с договором Сайкса-Пико (договор о разделе Османской империи 1916 г. - ред.) и другими соглашениями, которые поделили Левант между французскими и английскими союзниками, или Берлинским конгрессом, который провел подозрительно прямые линии на карте Африки. Некоторые из этих случайных соглашений создали крупногабаритные или искусственные агломерации, как Судан, который до сих пор собирал вместе независимые группы арабов, африканцев, христиан и мусульман в стране, составляющей четверть размера Соединенных Штатов, но которой не хватает какого-либо общенационального духа или адекватного распределения ресурсов для поддержания приверженности единству. Были и противоположные примеры, как британский офицер Генри Мортимер Дюранд, которой печально известен линией, разделившей пуштунскую нацию между Афганистаном и Пакистаном (линия Дюранда установила в 1893 г. существующую поныне границу между Афганистаном и тогдашней Британской Индией - ред.).
Этот растущий картографических стресс - не просто вызов Америке. Все влиятельные силы и дипломаты в мире должны использовать новый высокий моральный уровень, согласившись на осмотрительное применение в таких случаях принципа Вудро Вильсона о самоопределение народов. Это будет улучшением по сравнению с сегодняшней системой поддержки сомнительных союзников, сколачивания негодных коалиций, или просто надеждой на спокойный роспуск. Подтверждение принципа самоопределения создало бы род настоящей политики, которой так не хватает сегодня на мировой арене сегодня.
В Судане, Соединенные Штаты, безусловно, встали на правую сторону этой тенденции. Они были главными архитекторами санкционированного на международном уровне референдума, что, скорее всего, приведет к независимости Южного Судана, дав понять, что возможный раскол - не организованный США заговор с целью взломать обособленный арабо-мусульманский мир. Такой легитимный процесс также дал возможность Китаю переориентировать свою политику, сбалансировав неизменную поддержку режиму Омара Хассана аль-Башира в Хартуме с новыми отношениями с правительством Юга в Джубе, которое в свою очередь обещало контракты Китайской Национальной нефтяной корпорации (Шестьдесят процентов экспорта суданской нефти в настоящее время идет в Китай.)
Но есть нечто более важное для помощи в создании новых государств чем недопущение соседних антагонистов от вторжения на землю друг друга (хотя и это принципиально важно). Все три существующие в мире квазигосударства - Южный Судан, Палестина и Курдистан - будут эффективны, если они будут иметь выход к морю, и уязвимы, если они не будут обеспечены жизнеспособной инфраструктурой для подключения к внешним рынкам. В дополнение к существующему суданскому трубопроводу Север-Юг, Южному Судану потребуется новый трубопровод через Кению в Индийский океан, чтобы экспортировать нефть через дополнительные маршруты. Кроме того, Курдистану необходимы трубопроводы через Турцию и Сирию в Европу и к Средиземному морю, а Палестине нужны автомобильный и железнодорожный коридоры для связи Западного берега и сектора Газа в единое целое. Эти связи с внешним миром - страховые полисы против зависимости от доминирования соседей, будь то Судан, Ирак и Турция, или Израиль. Хотя Белый дом по-прежнему одержим "гарантиями безопасности" для Израиля, что выражается в пустых или кратковременных жестах доброжелательства, именно эта инфраструктура является предпосылкой для мирного сосуществования. Национально-государственное строительство институционально в такой же степени как физическое, независимость без инфраструктуры невозможна.
Энтропия, которой страдает постколониальный мир, не остановится в ближайшее время. Такие государства, как Конго, Нигерия и Пакистан, которые внутренне диффузны и часто намеренно неравномерно развиты, в скором времени будет слишком большими, чтобы иметь возможность управлять собой. Гораздо менее вероятно, что они приобретут компетентность, возможность и желание стать справедливыми современными государствами, чем что они будут продолжать вдохновлять сопротивление наследием централизованного правления.
Ближайшие разделы должны быть выполнены сочетанием скальпеля и топора, мягкой и жесткой силы. Прежде всего, мир должен признать, что эти разделы неизбежны. Мы инстинктивно боимся изменений на карте из-за опасения насилия или того, чтобы узнать имена новых стран. Но в эпоху, когда любая группа может приобрести инструменты вооруженного сопротивления, единственной альтернативой самоопределению является вечный конфликт. После кампаний геноцида, таких, как газ Саддама Хусейна против курдов и жестокие репрессии Сербии в Косово, невозможно представить себе эти группы опять живущими под одним правительством. Вместо задержки, акцент должен ставиться на дипломатическую эффективность: скорый раздел может привести к более дружественным результатам, таким как "бархатный развод" между Чешской республикой и Словакией в 1993 году. Теперь они являются членами Европейского союза, в рамках которого они уважают границы друг друга, при том что границы в значительной степени становятся ненужными.
Наконец, нам пора устать от консерватизма статус-кво, мотивированного эгоистическими проблемами. Россия и Китай решительно против независимости Косова ради своих собственных квази-имперских владений, но действительно ли суверенное правительство в Приштине подорвало твердокаменное правление России в Чечне или захват Китаем Тибета?
Каждый территориальный конфликт имеет конкретное сочетание исторических, географических, и дипломатические условий, которое породит уникальное решение. Но одно несомненно: способом создания мирного и лишенного граници мира является, по иронии судьбы, позволение все большему количеству наций самоопределиться и определить свои границы. Тогда, и только тогда, они будут искать открытости и интеграции с остальным миром. Распад - иногда лучший путь к дружбе.
Доктор Параг Ханна - старший научный сотрудник Американской стратегической программы в Фонде "Новая Америка". Был в группе внешнеполитических советников Барака Обамы во время его президентской кампании. В 2007 году был старшим советником по геополитике сил специальных операций США в Ираке и Афганистане.
Разделение государств - это хорошая вещь
2384 | 0 |