Вадим Макаренко, Kurdistan.ru
Очередной кризис внутри парламентской коалиции не заставил себя ждать. 15 декабря 40 уже курдских депутатов покинули заседание парламента в знак протеста против представленного проекта бюджета. И ранее курды пытались воспрепятствовать его ускоренному принятию, заявляя, что проект бюджета не прошел необходимого рассмотрения в финансовом комитет парламента. Но сейчас этот комитет сформирован, однако это не принесло пользы курдам, поскольку в парламенте доминируют сторонники Малики и Аллауи, которые поддерживают центростремительные тенденции. В проект бюджета не внесли существенных изменений, на которых настаивали курды. Зато в нем очень жесткие требования к курдам.
От Курдистана центру, как и раньше, нужна только нефть и газ
От Курдистана требуют производить 150 тысяч баррелей нефти в сутки, чтобы получать свою 17% долю (нынешняя величина доли курдов в населении Ирака) национального дохода. Кроме того, федеральное правительство, в котором министерство нефти попало в руки представителей Иракийи, выступающих, как и сторонники Малики, за большую государственно-административную централизацию Ирака, опять не приняло решение о компенсации расходов иностранным нефтедобывающим компаниям-операторам, действующим в Курдистане. Этот проект бюджета пытается вернуть Эрбиль в зависимое положение по отношению к Багдаду, поскольку осталось требование центрального правительства представлять договора о разведке и добыче нефти с иностранными компаниями в Курдистане на его утверждение. Кроме того, стороны не могут прийти к соглашению по объему компенсаций. В этой сфере все заморожено на уровне патового положения, наблюдающегося в отношениях Багдада и Эрбиля с 2009 года. За несговорчивость Эрбилю угрожают блокадой. Это делается, чтобы лишить Эрбиль возможности самостоятельно развивать свою нефте- и газодобычу.
Курды не стали равноправным участником правительственной коалиции
Багдад продолжает наращивать давление на курдов и по другому направлению. Поступают и сообщения о требованиях Багдада сократить численность пешмерга на две трети. В противном случае Багдад отказывается финансировать из федерального бюджета эти формирования. Курдам не досталось практически ни одного ключевого министерства. Им не удалось настоять на консенсусном разделении силовых министерств.
Практически застопорилось движение к проведению референдума в Киркуке об определении его дальнейшей судьбы.
В итоге курды вновь, как и после выборов 2005 года, оказались фактически на положении миноритарного акционера правительства Малики. Эрбиль мало что может сделать в рамках нынешнего политического устройства, чтобы изменить ситуацию в свою пользу. Большинство, достаточное для принятия решений, в руках у Нури эль-Малики, который по многим вопросам, особенно когда надо осадить курдов, может опираться на фракцию Иракийи (вместе это 180 голосов из 325 в парламенте), а у президента Ирака Джалала Талабани больше нет права вето. Власть все больше концентрируется в руках правящего большинства, поскольку на конституционном уровне произошел отказ от этнического представительства, как это было раньше, хотя и в неразвитой форме, в Президентском совете Ирака, когда три крупнейших этно-конфессиоанльных группы имели в лице своих, своих именно по национальности, членов, по крайней мере, право вето в отношении важнейших законопроектов, а также по составу правительства. Сейчас все решает большинство – «партия власти». И, к сожалению, эта партия – антикурдская, антифедеративния, централизаторская по своей направленности, и для нее неприемлимо наличие внутри Ирака автономного, действительно самостоятельного Курдистана.
Поставлен предел курдскому терпению
То, что ситуация с правительством Малики может пойти по этому старому руслу, было известно курдам. Именно поэтому президент Курдистана Масуд Барзани на 13 съезде Демократической партии Курдистана в декабре 2010 года напомнил, а в зале съезда была вся, в том числе и арабская, политическая элита нынешнего Ирака, что курды не отказываются от своего законного и естественного права на самоопределение. Это заявление было сделано на фоне детального обсуждения на съезде вопросов Киркука и других оторванных от Курдистана территорий. Нынешняя ситуация неотвратимо подталкивает курдов к Рубикону: не за горами время, когда им придется принять решение, оставаться в Ираке и постепенно утрачивать элементы этно-территориальной самостоятельности, которыми они обзавелись в период международной изоляции Саддама, или поставить вопрос о независимости и добиваться выхода из состава Ирака.
20 января 2011 года в «Рудав» опубликовал интервью с Нечирваном Барзани, заместителем председателя ДПК, который предупредил, что у центрального правительства осталось немного времени для мирного разрешения спорных проблем с курдами. Это в первую очередь касается Киркука, проблемы, которая, согласно Конституции Ирака, должна была быть разрешена еще в 2007 году и которая до сих пор отравляет курдско-арабские отношения и способна разрушить Ирак как единое государство. Нечирван Барзани подчеркнул тот факт, что установлен срок, в который эти проблемы должны быть решены. До конца 2012 года. Этот срок был согласован при принятии Нури эль-Малики «19-ти требований курдской коалиции», ставших условиями формирования нынешнего коалиционного правительства, что было бы невозможно без курдской поддержки. Иначе, заявил Нечирван Барзани, Ирак ждет судьба Судана, имея ввиду референдум об отделении, проведенный на днях в Южном Судане.