Мехабадская республика— название курдского государственного образования в иранском Курдистане, существовавшего с 22 января по 16 декабря 1946 г., со столицей в г. Мехабад.
Район Мехабада, известный у курдов под названием «Мукринский Курдистан», был оккупирован Красной армией в августе 1941 г. в соответствии с англо-советскими договоренностями о совместной оккупации Ирана; однако затем советские войска были отведены севернее, к линии Ушну — Миандоаб. Со своей стороны англичане оккупировали районы до линии Сердешт — Секкез, которая была признана разграничительной между советской и английской зонами. Таким образом, территория между Секкезом и Миандоабом оказалась «нейтральной зоной», впрочем, входящей в советскую сферу влияния.
Фактическим правителем этой территории оказался Кази Мухаммед, занимавший должность кази (духовного и светского судьи) и градоначальника г. Мехабада. Кази Мухаммед был тесно связан с националистической организацией «Жиине Курдистан» («Жизнь Курдистана»), в просторечии именовавшейся обыкновенно «Комала» ("Комитет"); с 1942 года он ее возглавил.
К осени 1945 г. Москва взяла последовательный курс на отторжение Южного Азербайджана от Ирана с дальнейшим включением в состав СССР или превращением в государство-сателлит. Курдистан в этом смысле интересовал Москву меньше и, главным образом, в русле азербайджанского вопроса. В сентябре в Баку приглашается курдская делегация во главе с Кази Мухаммедом. На переговорах с первым секретарем ЦК Азербайджанской ССР Мир-Джафаром Багировым Кази Мухаммед категорически отверг предложение Курдистану войти в состав Азербайджана на правах автономии. Тем не менее, Багиров выразил готовность поддержать курдов. По некоторым сведениям, именно он выдвинул предложение об организации в Иранском Курдистане массовой партии с широкой программой социально-экономических реформ. И действительно , вскоре после возвращения делегации из Баку, 25—28 октября 1945 г., состоялся учредительный съезд Демократической партии Иранского Курдистана, созданной на основе «Комалы»; ее председателем был избран Кази Мухаммед.
12 декабря 1945 года в Тебризе была провозглашена «Демократическая Республика Азербайджан». Немедленно по получении этого известия, на всех государственных учреждениях в Мехабаде были спущены иранские флаги. Официальное провозглашение «Курдской Народной Республики», вошедшей в историю как «Мехабадская республика», произошло 22 января 1946 г. на массовом митинге на центральной площади города «Чарчара» («Четырех фонарей»). Кази Мухаммед объявил в своей речи, что курды — отдельная нация, живущая на собственной земле, и, как все нации, имеет право на самоопределение. Над зданием градоначальства был поднят флаг, в 1944 г. принятый как общенациональный курдский: красно-бело-зеленое полотнище с изображением солнца и книги в обрамлении колосьев (впоследствии книга и колосья с эмблемы исчезли, трехцветный флаг с солнцем поныне считается курдским национальным флагом).
Президентом республики был объявлен Кази Мухаммед, правительство было составлено из лидеров ДПИК, объявленной единственной правящей партией. В состав новой республики вошли округа Мехабада, Ушну, Тергевера, Сердешта, Бане.
Провозглашение республики вызвало взрыв всеобщего энтузиазма. Участник событий так описывает царившую в городе атмосферу: «В тот же день я зарядил ружье и стал стрелять в небо, чтобы воздать благодарность Богу. В течение недели в Мехабаде не было ни дня ни ночи, а только звуки тамбуринов и песен, и все мы танцевали на радостях». Однако следует отметить, что этот энтузиазм был свойственен прежде всего городскому населению; племенная же верхушка восприняла весть о провозглашении республики скорее настороженно, не веря в ее прочность.
Поскольку правительство, достаточно слабое и зависимое от племенной верхушки, не решалось затрагивать социально-экономические отношения, основное внимание в его работе уделялось культурной политике, и здесь были достигнуты значительные успехи. Мехабад превратился в культурную столицу всего Курдистана. Была переведена на курдский язык вся система образования в регионе. Был разработан проект введения всеобщего обязательного среднего образования для детей от 6 до 14 лет, а также введения школьной формы. Для ликвидации неграмотности среди взрослых предполагалось организовать вечерние курсы в школах. В типографии, оборудование которой было поставлено из СССР, началось активное издание литературы, в том числе учебников, на курдском языке; главным же печатным органом республики стал орган ДПИК «Курдистан». Поэты, в том числе крупный курдский поэт Хажар, выступали с публичной декламацией своих произведений на злободневные темы. Поставили также первую оперу на курдском языке. Были предприняты также шаги по эмансипации женщин: возникли женские организации, их члены помогали в создании школ и больниц.
С наступлением весны остро встал вопрос о защите республики от возможных враждебных акций со стороны Тегерана. Верхушка местных племен не могла являться надежной опорой. Главной опорой правительства Кази Мухаммеда стало эмигрировавшее из Ирака племя барзан; 2 тысячи барзанцев во главе с военным лидером племени Мустафой Барзани составили костяк вооруженных сил республики. Договоренность между Барзани и Кази Мухаммедом была достигнута 21 или 22 марта во время праздника Ноуруза. Было решено создать ополчение из мужчин от 15 до 60 лет; Барзани был назначен главнокомандующим, ему был присвоен генеральский чин. Он немедленно сформировал из своих людей 3 батальона по 500 человек под командованием курдов — кадровых офицеров иракской армии. С этими силами и ополчением местных племен (8800 пехотинцев и 1700 всадников) Барзани выступил под Секкез и 29 апреля успешно отбил наступление иранцев на высоты Карава, захватив 120 пленных, 17 пулеметов и 2 орудия. После нового успеха барзанцев при Мылькари иранцы уже не рисковали переходить к активным действиям; наоборот, курдско-азербайджанское руководство готовило наступление на Сенне, для чего из Азербайджана под Секкез были присланы 4 танка.
Отношения с азербайджанцами у курдов сначала складывались напряженно, так как в состав Азербайджана вошел ряд территорий с курдским населением, не желавшим подчиняться Тебризу. Однако наличие общего врага в лице Тегерана заставило Мехабад и Тебриз договориться о совместных действиях; 23 апреля было заключено курдско-азербайджанское соглашение, вооруженные силы были объединены, и Барзани был признан общим главнокомандующим.
Одновременно Кази Мухаммед пытался урегулировать статус Курдистана в Тегеране. В начале августа 1946 г. он посетил Тегеран и вел переговоры с премьер-министром Каввамом ас-Салтане, предлагая ему признать курдскую автономию в составе Ирана. Каввам выразил принципиальное согласие, но предложил согласовать план с генерал-губернатором Азербайджана, который его и отверг.
К этому моменту Каввам заканчивал подготовку к ликвидации курдской и азербайджанской республик вооруженным путем. Еще весной Сталин под давлением Англии и США был вынужден принять решение о выводе оккупационных войск из Ирана. 4 апреля между ним и Каввамом был подписан договор, согласно которому Москва обязалась вывести войска, а Тегеран — предоставить ей нефтяные концессии в Северном Иране. Войска были выведены в мае, тогда как Каввам Сталина обманул: по его приказу, меджлис отказался ратифицировать договор.
21 ноября 1946 года Каввам объявил о введении войск в Азербайджан и Курдистан «для обеспечения свободы выборов в меджлис 15-го созыва». Всего было сосредоточено до 20 батальонов. 15 декабря 1946 года иранцы, не встретив сопротивления, вступили в Тебриз; руководство ДРА бежало в СССР. После этого об обороне Мехабада думать было бессмысленно. Барзани, не желавший складывать оружия, предложил Кази Мухаммеду уйти с барзанцами; однако Кази Мухаммед решился остаться, чтобы предотвратить репрессии против населения.
Действительно, благодаря усилиям Кази Мухаммеда была объявлена всеобщая амнистия, однако вскоре, в нарушение ее условий, верховные руководители Мехабадской республики были арестованы и предстали перед судом. Кази Мухаммед держался на суде с большим достоинством «Я передал ему (Барзани) флаг Курдистана, — говорил Кази Мухаммед. — И он на своих плечах несет его от горы к горе, от города к городу, от страны к стране. И придет день, когда он водрузит этот флаг на самой высокой вершине Курдистана!
30 марта 1947 года Кази Мухаммед, его брат Садр Кази и министр обороны Мехабадской республики Сейф Кази были повешены на площади Чарчара.
В целом, Мехабадская республика, безусловно, была обречена. Движение носило верхушечный характер и не пользовалось массовой поддержкой даже среди местных племен, во всяком случае среди племенной знати, которая в решительные момент не только не встала на защиту независимости, но поспешила выразить свою лояльность шаху. Республика возникла благодаря исключительным обстоятельствам (советская оккупация) и пала, как только эти обстоятельства прекратили свое действие. Однако, как пример курдской государственности и историческое воспоминание, она оказала огромное влияние на национальное самосознание курдов. В этом отношении ее роль в курдской истории невозможно переоценить.