Каждый крестьянин знает, что нельзя поставить телегу впереди лошади, если хочешь запрячь ее и выполнить работу. Но в общественной жизни, где многие ситуации возникают впервые, а, может быть, и вообще уникальны, людей легче сбить столку, увлечь их на первый взгляд правильными лозунгами, пообещать сегодня, то что реально нельзя будет получить еще и завтра. Люди часто лишь задним умом понимают, что благими намерениями вымощен путь в ад.
Что должно идти впереди завоевание курдской независимости и создание курдской государственности, хотя бы в форме устойчивой и реальной автономии, или расцвет курдской демократии в еще неустоявшемся, подвергающемся непрерывному давлению из Багдада, да и из-за рубежей, курдском регионе?
Безусловно, всплеск митинговой активности на Ближнем Востоке, где-то обусловленной внутренними факторами, а где-то и индуцированной извне, не обошел Курдистан, где жизнь объективно трудна. В Курдистане, который и сам фактически является федерацией, осторожно превращающейся в единый регион, есть слабое политическое место – Сулеймания, где проблемы и трудности, да и радости внутренней жизни региона воспринимаются иначе, чем в Эрбиле и Дохуке. Причин для этого много, и они появились не сегодня и даже не вчера. Сегодня особость Сулеймании получила новые политические формы, помимо того, что это территория, где преобладает ПСК, а не ДПК, здесь еще и база движения «Горран» (Перемены), которое по многим вопросам пытается дистанцироваться от Курдского блока партий и найти себе старшего политического партнера в Багдаде.
На фоне выступлений в арабских странах, ни одна из которых не решает тех задач, что стоят сейчас перед Иракским Курдистаном, «Горран» выдвинуло требования, которые направлены на срыв конструктивных процесссов строительства Курдистана как самодостаточной автономии. Цель «Горран» - подорвать позиции ДПК И ПСК, которые сейчас прилагают усилия к сплочению своих рядов и региона в целом, двигаясь к созданию единых государственных структур региона. После того, как этот процесс завершится, шансы расколоть и существенно ослабить Курдистан практически исчезгнут.
Безусловно, генезис нынешней политической системы Курдистана таков, что ныне правящие партии – это фактически еще во многом национально-освободительные движения, которые вели долгие годы вооруженную борьбу за свободу и независимость Курдистана. Перед ними еще стоят сложные задачи превращения в "обычные" партии, но это задачи все же не сегодняшнего дня, а будущего, хотя многое уже сделано для демократизации политической жизни в Курдистане, где уже действует принцип многопартийности, есть значительные политические свободы. До сих пор Курдистан стоит на грани войны за независмость, поскольку многие соглашения, которые легли в основу постсаддамовского Ирака, в том числе и его Конституции 2005 года, требуют реальной военно-политической силы для их сохранения и выполнения, особенно тех статей, которые гарантируют и защищают права курдов на их землю, на их воду, на их нефть, на их свободу делать то, что они считают нужным, в том числе и на демократизацию политической жизни региона.
Левацкие, троцкисткие забегания вперед якобы с благими намерениями способны принести Курдистану не полную демократию, которую надо создавать тяжелым трудом по преобразованию курдского общества, что и делают ДПК И ПСК, а горе и потери, поскольку они направлены на подрыв внутренней политической стабильности, управляемости политическим и экономическими процессами в регионе, подорвать его имидж в мире, а, в конечном итоге, если бы это удалось сделать, то это означало бы гибель свободного Курдистана, колоссальный откат назад в курдской свободе.