Киркук является уникальным городом в Ираке. Ему больше 5000 лет, он старше Багдада на 4000 лет и почти такой же древний, как Вавилон. Вавилоняне, ассирийцы, и мидийцы боролись за него. Говорят, что еврейский пророк Даниил, который вывел израильтян обратно на родину в Израиль, является одним из его сыновей. В Киркуке существует исламская мечеть во имя Даниила, которая ранее была христианской церковью, а до этого еврейской синагогой.
Межконфессиональный обмен этого молитвенного дома показывает терпимость этого города, который стал столицей Шахразура во время Османской империи. Большинство его жителей были курды, к которым, наряду с туркменами и армянами, позднее присоединились арабы, и они были известны как изначальные жители города, пока Саддам Хусейн не начал свою кампанию арабизации в 1970-х годах, которая бросила вызов интересам курдов и туркмен.
Тем, кто жил в Киркуке в период Иракского Королевства, было известно, что арабы составляют только пять процентов населения (факт, зафиксированный во многих документах), и что город управлялся курдами и туркменами поочередно и совместно, и если мутасарриф (губернатор) был курд, президент муниципалитета был туркмен, и наоборот.
Тот же метод применялся для других важных постов, таких, как главы полиции и органов юстиции, а также дивизии, расквартированной в Киркуке, которая была одной из трех пехотных дивизий, составлявших иракскую армию. Эти государственные служащие все работали как одна команда, их конечной целью было служить своему городу, его людям, и их безопасности, хотя их единственным общим начальником был губернатор.
При взгляде на фото короля Фейсала II, позирующего с видными деятелями и лидерами племени города во время его визита в Киркук в начале 1950-х, мы видим, что почти все они были курды и туркмены.
Мы не можем оценить прелесть и красоту этой старой фотографии, чтобы не попасть в ловушку идеалистических рассказов, но мы должны признать историю, которую она рассказывает. С начала "революции" конца 1950-х, такие картины сотрудничества и терпимости стали невозможными.
Тем не менее, новые события в Киркуке дают новые надежды на восстановление гармонии между народами города: присяга губернатора Наджмалдина Карима, курда, и туркмена Хасана Турана, нового президента провинциального совета Киркука.
Не так давно, такое развитие событий было бы, по мнению многих невозможным - отношения между этими двумя группами лучше всего можно было бы охарактеризовать как напряженные, особенно в период после 2003 года.
На протяжении последних восьми лет, часто приходилось слышать от людей о неизбежности катастрофы в Киркуке. Город воспринимался как бомба замедленного действия, которая может взорваться в любой момент. Организация Объединенных Наций, Соединенные Штаты, и Великобритания, наряду со многими международными организациями, публиковали доклады, предупреждающие о грядущей трагедии, некоторые иракские группы, тоже разделяют это мнение.
Однако многие другие группы, в том числе видные старожилы Киркука, видели, что есть надежда, и они знали свой город лучше, чем кто-либо другой. Может быть, те, кто несут ответственность за темные дни Киркука, наконец, поняли, что настало время передать власть над городом его уроженцам, и губернатор и президент провинциального совета в настоящее время - подлинные сыновья этого города.
Это не к маргинализация арабов Киркука, но их положение отличается от положения курдов и туркмен города. Курды и туркмены вместе пережили многие бедствия, в том числе депортации, уничтожение их деревень, аресты и передачу их собственности и богатств арабами, которые были доставлены в Киркук для изменения демографического состава города.
Это и есть причина, почему арабы относятся к категориям либо "изначальных" или "завезенных." Одним из главных требований курдов было то, чтобы завезенные арабы были возвращены в свои родные дома, а перемещенные курды возвращены в свои дома в Киркуке. Что усложняет проблемы еще более, так это то, что в настоящее время выросло поколение "завезенных" арабов, которые считают себя "изначальными", так как они родились и выросли в Киркуке. Другими словами, киркукские арабы невольно стали как захватчиками, так и жертвами. Вопрос о киркукских арабах очень сложен, особенно если наложить его на общее положение арабов на всей территории Ирака.
Это объясняет, почему новый губернатор и президент Провинциального совета подчеркнул важность участия арабских партий в администрации города и необходимость решения арабского вопроса. Так или иначе, принимая эти должности, курд и туркмен приведут к новой реальности в городе, которую следует деликатно решать.
У арабов Киркука сейчас есть два варианта: принять ситуацию на местах и участвовать в политическом процессе в качестве третьего игрока, или оставаться вне ее. От последнего не выиграет никто, поэтому курды и туркмены должны надеяться на арабское участие.
Киркукские арабы не должны рассчитывать на арабов в большом Ираке для решения своих проблем; решения этого вопроса могут добиться только сами киркукцы. Это хороший знак, что арабские члены провинциального совета были не против соглашения между курдами и туркменами. Некоторые из них согласились на это, в то время как другие просто не возражал, и все обещали принять участие.
Соглашение между курдами и туркменами было решающим шагом на правильном пути, но теперь в центре внимания должно стать расширение участия в целях достижения желаемой атмосферы нормализации, что позволило бы киркукцам воспользоваться своим конституционным правом решать свою судьбу. Если дела и дальше пойдут таким образом, станет ясно, что Киркук не бомба замедленного действия, которая не может быть разминирована. Мы надеемся теперь, что скоро это станет ясным для всех.