Иранская судебная власть должна немедленно прекратить запланированную казнь Шерко (Бахмана) Моарефи и отменить вынесенный ему смертный приговор, заявила Хьюман Райтс Вотч. ХРВ считает, что Моарефи, который в настоящее время сидит в тюрьме Саккеза в провинции Курдистан, возможно, рискует быть казненным.
По неподтвержденным сообщениям, власти установили 1 мая 2011 г., в качестве даты казни Моарефи после вынесения ему смертного приговора в 2009 году за принадлежность к запрещенной курдской повстанческой группе, но его адвокаты не смогли получить официальное сообщение о дате. 28 апреля, Моарефи начал голодовку в тюрьме Саккеза в знак протеста против его "расплывчатого и неясного" правового статуса, по мнению ряда иранских правозащитных групп.
"Неопределенность в ожидании казни Моарефи причиняет чрезвычайные трудности и страдания как ему так и его семье", сказал Джо Сторк, заместитель директора ХРВ по Ближнему Востоку. "И мы сильно подозреваем, что его осуждение было основано на несправедливом судебном разбирательстве. Моарефи может быть перед неизбежным риском казни, и мы настоятельно призываем власти отменить вынесенный ему смертный приговор."
Революционный суд приговорил Моарефи к смертной казни в результате закрытого судебного разбирательства по вопросу о терроризме в начале 2009 года. В апреле адвокаты Моарефи сообщили персоязычному СМИ Roozonline, что Верховный суд еще рассматривает дело их клиента и отвергли сообщение, что дата казни установлена. Позднее, в открытом письме, как сообщается написанном Моарефи из тюрьмы от 15 апреля 2011 года, арестант писал, что 22 марта власти в тюрьме Саккеза устно сообщили ему, что его казнь запланирована на 1 мая 2011 года. 29 апреля, в интервью с персоязычным радио Zamaneh, один из адвокатов Моарефи, Ахмад Саид Шейхи, заявил, что Верховный суд, очевидно, подтвердил смертный приговор и приказ о казни Моарефи был направлен тюремным властями 26 апреля . Он отметил, однако, что ни он, ни его коллега не получили официального судебного подтверждения относительно даты и способа казни их клиентов. Шейх Саид утверждает, что приказ о казни должен быть отменен, потому что глава суда ранее признал, что смертный приговор был выдан по ошибке.
Власти арестовали Моарефи в октябре 2008 года недалеко от ирано-иракской границы по подозрению, что он был членом Комала, левой курдской группировки заклейменной иранским правительством как террористическая организация. Революционный суд в курдском городе Саккез приговорил Моарефи к смертной казни за "действия против национальной безопасности" и мохаребех, или "вражду против Бога" – термин, обычно применяемый к лицам, обвиняемым в том что они берутся за оружие. Адвокаты Моарефи утверждают, что их клиент был сторонником Комала, но не активным членом. Они также утверждают, что Моарефи в момент ареста был мирным инакомыслящим и Комала официально отказалась от вооруженной борьбы в 1990-х годах. Они подали апелляцию как по существу, так и по процессуальным основаниям.
Позже апелляционный суд подтвердил постановление революционного суда. В октябре 2009 года, судья в курдском городе Сенендедж приказал казнить Моарефи и двух других курдских политических заключенных, Эхсан Фаттахяна и Хабиболлу Латифи, за преступление "мохаребех". Власти казнили Фаттахяна 11 ноября 2009 года, якобы за его участие в Комале. Латифи должен был быть казнен за его участие в "контрреволюционной группе" 26 декабря 2010 года, но его казнь не была осуществлена после того, как "Хьюман Райтс Вотч" и другие правозащитные организации начали международную кампанию, чтобы спасти ему жизнь. Однако, Латифи остается в камере смертников.
По меньшей мере 15 других курдских политических заключенных, как известно, находятся в камере смертников в ожидании казни по различным обвинениям в преступлениях против национальной безопасности, включая "мохаребех".
В соответствии со статьями 186 и 190-91 Уголовного кодекса Ирана, любое лицо, признанное виновным в том, что оно взялось за оружие против государства или принадлежит к организации, выступающей с оружием в руках против правительства, можно считать виновным в "мохаребех" и приговорить к смертной казни. ХРВ документировло многочисленные случаи, когда иранские силы безопасности использовали физическое и психологическое принуждение, включая пытки, для обеспечения ложных признаний по делам, связанным с безопасностью, и суды осуждали за "мохаребех" в судебных процессах, где прокуроры полагались в первую очередь исключительно на признаниях, и не предоставляли убедительных доказательств, подтверждающих вину подсудимого.
15 января 2011 года, иранские правозащитные группы сообщили, что власти казнили Хусейна Хезри, приговоренного революционным судом за "мохаребех". Контролируемые государством СМИ объявили, что в тот день тюремные власти в провинции Западный Азербайджан повесили члена Партии свободной жизни Курдистана ("ПЖАК"), вооруженной иранской курдской группы, но не выявили личность человека. Мохаммад Ольяейфард, авдокат Хезри, ранее заявил, что Хезри присоединился к ПЖАК в Ираке, когда он был моложе, но он никогда не участвовал в военном крыле группы и его следователи пытали его, чтобы добиться ложного признания в насильственных атаках, которые произошли в 2008 году.
9 мая 2010 года, власти казнили пять заключенных, четверо из них этнические курды, обвинив в связях с курдскими вооруженными группами. Власти не уведомили заранее их адвокатов и не доставили тела семьям для захоронения. Хьюман Райтс Вотч зафиксировала многочисленные нарушения в суде по этим делам, в том числе достоверные сообщения о пытках, вынужденных признаниях, а также отсутствии надлежащего доступа к адвокату.
"Учитывая то, что мы знаем о том, как в Иране работают революционные суды, обращение правительства с курдскими диссидентами, и неопределенность обвинения в "мохаребех", есть все основания полагать, что Моарефи не получил справедливого судебного разбирательства", сказал Сторк.
Опасения, связанные с возможностью неминуемой казни Моарефи, усугубляются резким ростом казней в Иране с декабря 2010 – "Хьюман Райтс Вотч" и другие правозащитные организации документировали по крайней мере 86 казней только в течение первых 45 дней 2011 года. По официальным данным, иранские власти до сих пор казнили в 2011 году не менее 135 человек, но фактическое число считается выше. По крайней мере двое из казненных в 2011 году, как полагают, были несовершеннолетними.
В докладе, опубликованном в марте 2011 года, "Эмнисти Интернейшнл" заявила, что "иранские власти признали казнь 252 человек, в том числе пяти женщин и одного несовершеннолетнего, в 2010 году." Но организация сообщила, что она получила "заслуживающие доверия сообщения о более чем 300 других казней, которые не были официально признаны".