Доклад за прошлый месяц Института мира Соединенных Штатов называет Киркук наибольшею угрозой для стабильности Ирака.
"Это особенно верно, когда вакуум, вызванный отсутствием согласованных политических и конституционных рамок для иракцев относительно их притязаний на эти стратегические земли, в сочетании с предстоящим выводом эффективных американских миротворческих сил в Северном Ираке." - говорится в докладе.
Со своей стороны, неназванный сотрудник иракских служб безопасности также заявил багдадской газете "аль-Мада", что вывод американских войск является "опасной угрозой" в Киркуке.
Он добавил, что "американцы надежны и каждый смотрит на них, чтобы решить вопросы, связанные с силами безопасности и политическим соперничеством".
Новый курдский губернатор Киркука, Наджмадин Карим, также признает важность американских войск.
"Позиция курдского руководства ясна: оно требует, чтобы американские войска оставались в Ираке. Это необходимо не только для спорных территорий, но и для всего Ирака ", сказал Карим. "Одна из проблем Ирака- вмешательство соседних стран, которые могут иметь заинтересованность в сохранении Ирака неустойчивым. Присутствие Америки здесь смягчит влияние этих действий ".
Но теперь, с быстро приближающимся выводом войск США, многие люди серьезно обеспокоены. Курды всегда были известны своим положительным отношением к американцам и выступали за продление их присутствия в Ираке, в то время как арабы страны хотят, чтобы американские войска не оставались более ни дня.
Но в Киркуке, даже арабы и туркмены обеспокоены выводом. Они призвали провести широкое совещание с участием всех этнических групп в надежде достичь мирной сделки о судьбе провинции, прежде чем американцы уйдут.
Ракан Саид, арабский члена провинциального совета Киркука, сказал, что если различным этническим группам Киркука, не удается достичь соглашения, ситуация в провинции и во всей стране будет двигаться в направлении неопределенности.
"Я считаю, что будут какие-то усилия в течение следующих нескольких недель", сказал Саид. "У нас были встречи с посольством США и мы попросили их помочь нам найти решение для мирного сосуществования в Киркуке."
Это, безусловно, звучит разумно, и уже давно необходимо было свести все группы вместе, но курды в последнее время критикуют арабов и туркмен Киркука за блокирование усилий Организации Объединенных Наций по обеспечению совещание с участием всех сторон.
Заседание должно было состояться 5 мая в Багдаде под контролем Миссии Организации Объединенных Наций по Ираку (МООНСИ), которую возглавляет Эд Мелкерт, посланник ООН в Ираке.
Ала Талабани, исполнительный секретарь курдской коалиции, сказала: "На основании просьбы арабов и туркмен, представителям КРГ было отказано в участии."
В свою очередь, арабский член провинциального совета Киркука, Мухаммад Халил аль-Джибури, не отрицает усилий, направленных на блокирование представления КРГ на заседании МООНСИ.
"Мы договорились с туркменами, что представители КРГ не должны участвовать в этом заседании, и пусть это будет ясно курдскому правительству." - сказал он.
Было сообщено, что туркмены и арабы отказываются присутствовать на заседании, если в нем примет участие представитель КРГ.
Одна из основных жалоб арабов и туркмен в Киркуке - то, что они недостаточно представлены в городском совете и, следовательно, не имеют права голоса в его делах. Они требуют, чтобы административные должности делились поровну, чтобы курды, арабы и туркмены получили 32 процентов официальных постов, а остальные четыре процента имели христиане.
Со своей стороны, курды выступают против этого требования, как противоречащего принципам демократии. Они говорят, что представительство каждой этнической группы должны определить урны для голосования.
"Почему бы людям самим не решать, чьи представители должны быть выше, чем другие", сказал губернатор Киркука, Наджмадин Карим. "Как мы можем признать, что партия, которая имеет более половины мест в провинции, должна сократить свое представительство всего до лишь 32 процентов?"
Из 41 места в областном совете, курды имеют 26, в то время как туркмены восемь и арабы только шесть. Арабские партии в основном бойкотировали последние региональные выборы в 2005 году, что привело к их недопредставленности в Совете.
Ала Талабани говорит: "Если мы разделим места по системе квот для этнических групп, то прежде всего не будет никакого смысла проведения выборов ".
В этом виде разногласий по поводу представительства нет ничего нового. Это продолжается уже с 2003 года. Но основной вопрос, от которого зависит судьба провинции, кажется статья 140. Она требует переписи населения в Киркуке и других спорных территориях после возвращения коренных жителей, а затем референдума, в котором жители решат, хотят ли они быть частью Курдистана или остаются под контролем федерального правительства в Багдаде .
Кажется, что некоторым арабским и туркменским силам в Киркуке не нравится идея референдума о судьбе провинции, которая будет представлять собой последний этап реализации статьи 140. Они называют ее устаревшей, из-за того, что она должна была быть завершена к 2007 году.
"Мы, как арабы и туркмены считаем, что некоторые части статьи будут противоречить нашим интересам, а именно референдум", сказал аль-Джибури.
Старейший представитель туркменского провинциального совета, Тахсин Кайя, разделяет мнение аль-Джибури, заявив, что, "мы согласны с реализацией части статьи - вернуть в Киркук все семьи, которые были насильственно перемещены (среди них были и туркменские – ред.). Мы согласны с курдами в этом. Однако, мы против референдума о судьбе Киркука, и мы очень обеспокоены ".
Для курдов, однако, компоненты статьи 140 не подлежат обсуждению. Их участие в формировании нынешнего иракского правительства, в 2010 году, было обусловлено ее полным осуществлением.
Все, от центрального правительства в Багдаде, до некоторых администраторов Киркука и курдских властей на севере, согласны, что статья 140 решит многие проблемы Киркука. Но они также легко обвиняют друг друга из-за отсутствия какого-либо прогресса в ее реализации.
Махмуд Осман, независимый курдский член иракского парламента, критикует курдских чиновников за отказ в продвижении его исполнения.
"Мы сами были небрежны и игнорировали статью 140. И иракское правительство благодарит нас за это ", сказал Осман. "Я чувствую, никто из нас и вообще никто не пытается осуществлять статью 140, потому что все наши, президент, министры, законодатели и все другие чиновники даже не провели совещания, чтобы обсудить судьбу статьи и как оказывать давление для ее осуществления ".
Осман считает, что для того, чтобы решить проблемы, курдские власти в Курдистане должны сблизиться с блоком аль-Иракия в иракском парламенте, законодатели которого доминируют на спорных территориях.
Среди заинтересованных сторон проблемы Киркука, есть люди, которые предпочитают винить внешние силы за воспрепятствование усилиям решения вопроса спорных районах. Раед Фахми, член Иракской коммунистической партии и бывший министр науки и технологий, который был назначен иракским правительством для наблюдения за осуществлением статьи 140, подчеркивает риски, которые лежат в отмене статьи, в то же время указывая на вопрос вмешательства со стороны внешних сил.
"Я не отрицаю, что некоторые внешние воздействия препятствуют осуществлению этой статье, и некоторые группы в Ираке обнадеживает это внешнее вмешательство".
При этом, Абдул-Рахман Сидик, директор Центра стратегических исследований и бывший министр окружающей среды Ирака, полностью согласна.
"Киркук является внутренней проблемой, но из-за отсутствия доверия, внутренние стороны привели ряд соседних стран, которые не готовы выйти, не получив в свою очередь какую-то прибыль," говорит Сидик.
Сидик считает, что решение проблемы Киркука в самом Киркуке и может быть найдено местными руководителями города.
"Как национальные субъекты, мы можем решить эти проблемы с наименьшими возможными затратами. Любое вмешательство внешних субъектов имеет свою цену, "говорит он. "Никто не будет решать ваши внутренние проблемы для вас бесплатно."
Не существует никакого определенного консенсуса среди иракских и курдских лидеров о том, как лучше решить проблему Киркука. Но в конце концов, независимо от того, что они думают и какие подходы намерены предложить, чтобы найти прочное решение, нерешенных вопросов, это вполне может сыграть на руку тем, кто видит продление американских войск в Ираке как неизбежность.