По всей видимости, когда Всевышний создавал народы, решил проверить на живучесть курдов. Это, конечно же почётно. Но, согласитесь, что-то уж слишком растянуто во времени.
По причине отсутствия государственности, курды, взвалив на свои плечи все нерешённые проблемы, перетащили их из ХХ в ХХI век. В этом грузе веков раздробленность Родины и народа, разные диалекты. вероисповедания и алфавиты, родоплеменное деление и социально-политические проблемы. Но курды, по своей сути не плаксивый народ, который получает удовольствие от самобичевания.
Англичане, живущие в Лондоне и в Нью-Йорке, говорят на разных диалектах. Даже, иногда ньюйоркцы не понимают техасцев. В религии придерживаются разных течений христианства. Разделены океаном. Вроде бы общие беды с курдами. А они же процветают. Дело в том, что если у народа есть государственность, то эти проблемы превращаются в разнообразие и колорит. Вышеперечисленные проблемы превращаются в балласт при желании создать свою государственность. Сколько народов исчезло с карты земли и растворилось. В наши дни, бывшие самостоятельные и воинственные народы, которые сейчас не имеют своей государственности, оказавшись на грани исчезновения, превратились в часть туристических маршрутов, танцуя в своих исторических нарядах для сытых представителей народов, которые имеют государственность.
Но, настало время перемен. Мир признал Курдскую Республику в составе федерального Ирака. Все взгляды курдов сейчас устремлены на Эрбиль. В этой ситуации, когда закладывается фундамент решения всех накопившихся жгучих проблем, главное не навредить.
В конце мая месяца в прессе прошла информация. Уважаемый мер одного большого курдонаселённого города, с горечью сказал: - "Мы больше не можем общаться. Это печально, но это так". Эти слова сказаны о курдах, проживающих на западе Турции. Но неужели всем несчастьям прибавилось ещё один в ХХI веке. Что происходит? Разве от курдского народа стремительно отпочковывается новый субэтнос под названием "Западно-Анатолийский Курдский Народ?". Пекарь должен печь, врач – лечить. А политик должен убеждать. Не ставить точку. Тем более, если это свой родной народ. Я думаю, что эти слова мера были криком души. Но, отличительные политические взгляды части народа не повод же возводить между курдами ещё одну "Берлинскую стену".
Вернёмся в Эрбиль. Сейчас надо думать уже о завтрашнем дне. Надо серьёзно проанализировать те ошибки, на которые напоролись некоторые страны постсоветского пространства. Учиться на чужих ошибках более комфортнее, чем на своих.
Вот сейчас хочет войти в Эрбиль "многоликий Янус". Две зеркальные проблемы. По форме – взаимоисключающие, по сути – одинаково опасные. Если первой проблеме дать право на жизнь, то в нём самопроизвольно запускается таймер и он начинает обратный отсчёт времени. В преддверии формирования государства - он консолидирующий фактор. В начальной стадии - стабилизирующий. На пути развития государства - он тормозящий фактор. А если взят курс на построение демократического и правового государства - он "коллайдер" регресса. Имя ему - "Назначения на высокие посты и должности по национальному, родоплеменному и религиозному принципу".
За примером, далеко идти не надо. Дагестан (Российская Федерация). Тоже, автономная республика. Горные народы. Храбрые и мужественные. Как видите, аналогия напрашивается.
6 февраля 2009 год. Город Махачкала. Назначенного федеральной властью России на пост главы дагестанского управления Федеральной налоговой службы (УФНС), Владимира Радченко среди бела дня под дулом оружия выводят из здания управления, спокойно сажают на такси и высаживают через несколько кварталов, дав совет убраться из Дагестана. В 9 февраля перед УФНС состоялся второй пикет, на котором около 600 лезгин требовали отменить назначение В.Радченко. Пикетчики объясняли свою позицию с тем, что в Дагестане существует особая система представительства коренных народов в органах власти. И если в кресле главы УФНС положено сидеть лезгину, то занимать его может только лезгин. Этот инцидент рассматривался на уровне Президента России Д. Медведева.
Если эта система распределения должностей, как "Троянский конь", зайдёт в Курдистана, то очень легко можно предсказать ход дальнейших событий. После усиления финансово-политических трайбов, каждая попытка отстранения от должности их представителя, будет восприниматься как начало отстранения их от властных, финансовых и политических рычагов. А далее, всё пойдёт по предсказуемому сценарию; лояльные их партии превратятся в враждебно-оппозиционные, подконтрольные трайбам СМИ стабильно будут накалять обстановку, митинги и пикеты, поток жалоб в различные международные организации, каждый арестованный проворовавшийся высокопоставленный чиновник превратится в "узника совести".
Такого хода событий можно избежать, если строить государство на принципах демократии и верховенства закона. Но, вот здесь "многоликий Янус" может показать своё второе лицо. Народы, у которых нет многолетнего опыта демократических выборов, и у которых большое количество неграмотных людей, при начальной стадии формирования демократического государства могут быть лёгкой добычей для красноречивых политических авантюристов. Могут из под земли, как грибы, появиться "демократические Мессии", которые пообещают, как в разных постсоветских странах, за один год превратить страну в "новый Кувейт". Пока народ разберётся – кто есть кто, пройдёт драгоценное время для созидания.
Сейчас каждый месяц тянет за год. Спасение и процветание Курдистана - демократия и верховенство закона. Только эти принципы дадут большой импульс цепной реакции развития всех областей жизнедеятельности Республики. Мир не ожидал от курдов такой самоорганизации и сплочённости. Он не ожидал увидеть такое количество профессионалов у народа, которого считали не готовым иметь свою государственность. Рывок Курдистана по пути прогресса послужила тому, что в Эрбиле открыты уже представительства разных стран. Взоры всего цивилизованного мира сейчас прикованы Курдистану. И если президент Масуд Барзани и дальше будет вести свой народ в этом направлении то, несомненно, скоро мировое сообщество всем происходящим в Курдистане преобразованиям даст название – КУРДСКИЙ РЕНЕССАНС .
baku-lacin56@mail.ru