Мохаммед Шариф, доктор философии, стипендиант Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, рассказывает "Глоб" об истории, нынешних и будущих отношениях между Курдистаном и США
"Глоб": Есть ли какая-либо дата, которую Вы можете отметить как дату, когда иракские курды начали строить отношения (официальные или неофициальные) с США?
Шариф: курдские контакты с США начались в начале 1960-х. Это произошло после свержения монархии в Ираке и рождения иракской республики. Однако курдские попытки по превращению этих контактов в постоянные отношения начались всерьез только с начала сентябрьской революции 1961 года под руководством Моллы Мустафы Барзани. В 1962 году представитель Демократической партии Курдистана в Багдаде, и от имени курдского движения, пытался завязать отношения, чтобы получить политическую поддержку со стороны США Это, однако, не дало результата, так как США не проявляли интереса к формальным отношениям и не предлагали никакой поддержки, кроме выражения сочувствия. Таким образом, реальность заключается в том, что американо-курдское взаимодействие, которое можно охарактеризовать как отношения, может быть возведено только к официальным, но скрытым отношениям, которые начались в июне 1972 года. По существу, америкно-курдские взаимодействия перешли от контактов к скрытым отношениям, а затем к открытым отношениям после операции "Обеспечение комфорта" в 1991 году, закрепившись в конечном итоге в открытых и институционализированных отношениях после свержения Саддама Хусейна в 2003 году.
"Глоб": Были взлеты и падения в американо-курдских отношениях. Неужели нет согласованности или рецидивирующим характером этих отношений?
Шариф: лорд Пальмерстон, бывший министр иностранных дел Великобритании, однажды сказал: "У нас нет вечных союзников, и у нас нет вечных врагов Наши интересы вечны и вечны, и этим интересам мы обязаны следовать.". Это условия, в которых американо-курдские отношения должны рассматриваться и именно на этой основе должны быть поняты отношения между США и иракскими курдами. Существует глубокая преемственность во внешней политике США в отношении Ирака и большого Ближнего Востока на основе удивительно последовательных и в основном неизменных внешнеполитических целей и интересов. В этом отношении единственный повторяющийся образец – роль, которую играют курды, когда Америка сочтет это необходимым как часть своей стратегии для продвижения внешней политики США в Ираке и на большом Ближнем Востоке. По существу, значение курдов для внешней политики США колеблется в зависимости от состояния отношений США с Багдадом, американских отношений с региональными державами и, наконец, от того, как США видят свою долгосрочную роль на Ближнем Востоке.
"Глоб": Как лучше всего описать нынешнее состояние отношений между иракскими курдами и США? Насколько важны эти отношения для будущего курдского вопроса в Иракском Курдистане?
Шариф: Американо-курдские отношения явно существует, но если описывать их точно, они должны быть охарактеризованы как де-факто непроизносимые и необъявленные. Политика США в отношении курдов Ирака является составной частью иракской политики США, это политика на субнациональном уровне в рамках отношений США с Ираком. Однако это трудно переоценить, так как они воплощают стратегическое партнерство между США и Региональным правительством Курдистана в Ираке. Текущие отношения между США и РегПК сильны и устойчивы. Стоит отметить, однако, что никакие прочные отношения не гарантирован, если нет взаимных интересов. И США, и КРГ должны чувствовать, что они серьезно выигрывают от этих отношений. Учитывая, что КРГ необходимо адаптировать и закрепить свое существование в качестве относительно нового лица в регионе, в целом враждебном, оно стремится к тому, чтобы иметь благоприятные отношения с США, и это отношения, которые КРГ ценит очень высоко. Единственная проблема здесь, однако, состоит в том, что США знают, что КРГ нуждается в них больше, чем они в КРГ, и следовательно, КРГ пытается делать приятное США, что ставит КРГ в неловком положении, когда дело доходит до необходимости заявлять о себе и своих интересах.
"Глоб": может ли что то, что курды называют предательством 1975 года, повторится по-другому?
Шариф: повторение предательства 1975 года очень маловероятно, так как характер отношений с 1972-1975 гг. был другим. Хотя это были официальными отношениями, они были тайными, обрамленными в контексте холодной войны и американской политики в отношении Ирана и Ирака. Кроме того, они были возбуждены скорее неохотно, как одолжение шаху Ирана, который хотели продолжать оказывать давление на тогдашний режим Баас в Багдаде. Нынешние американо-курдские отношениях стратегические, формальные и институционализированные. Это главное изменение в американской стратегии.
"Глоб": Почему США всегда требовали от курдов уступок больше, чем от других компонентов Ирака?
Шариф: США не хотят, чтобы их считали пристрастными к любому компоненту Ирака. По этой причине они пытаются сохранить впечатление нейтралитета, даже по отношению к своим курдским союзникам. Более того, они хотят установления стабильности в Ираке. В этом отношении США рассматривают курдов как стратегического партнера для достижения этой цели.
"Глоб": Какие опасности таит потеря американской поддержки курдов и в чем будет опасность для США, если курды прекратят поддерживать американские планы в Ираке?
Шариф: Это не было бы мудрым стратегическим шагом с обеих сторон, так как они имеют взаимные интересы и нуждаются друг в друге для достижения своих собственных целей. Серьезной озабоченностью США после свержения Саддама Хусейна была стабилизация ситуации в Ираке. По этой причине США зависят от курдской помощи для стабилизации ситуации в Ираке, и любое отчуждение курдов может поставить под угрозу стабильность в стране.
"Глоб": В последнее время мир стал свидетелем попытки администрации Обамы решить давние проблемы на Ближнем Востоке, особенно палестинскую проблему и вопрос о тоталитарных арабских режимах. Есть ли изменения в политике США по отношению к региону и какова была бы лучшая внутренняя и внешняя политика, которая могла быть принята курдским руководством в эту новую эпоху?
Шариф: Американское посредничество для решения израильско-палестинского конфликта не является новостью администрации Обамы. Также в связи с недавними беспорядками на Ближнем Востоке, я считаю, что это не сдвиг в политике США, а сдвиг в стратегии. Политика США остается обычно последовательной, и интересы США в регионе остались в значительной степени те же самые. США признают, что региональные тоталитарные режимы в значительной степени ответственны за законное недовольство народа на Ближнем Востоке. Они также знают, что недавние радикальные беспорядки в регионе приведут к неизбежным изменениям и к власти придут новые режимы, поэтому не в их интересах быть на неправильной стороне истории. США также признают, что в течение более шести десятилетий они преследовали стабильность в ущерб демократии на Ближнем Востоке, и не добились ни того, ни другого. Таким образом, американская поддержка стремления этих людей, скорее всего, приведет к умеренно демократическим режимам, потенциально благоприятным для американских интересов.
Что касается иракского Курдистана, серьезные внутренние реформы КРГ будут приветствоваться в Вашингтоне. В этом отношении США также приветствовали бы серьезные и конструктивные переговоры между двумя основными курдскими партиями (ДПК и ПСК) и курдскими партиями в оппозиции, а именно движением Горран, Исламским союзом Курдистана и Исламской группой Курдистана. Внешне, будет приветствоваться также улучшение отношений КРГ с региональными властями, особенно с новыми и будущими режимами, которые заменят тоталитарные режимы в регионе, так как эти взаимодействия повысят потенциал КРГ и Ирак станет положительной демократической моделью для подражания.
"Глоб": Является ли для курдов мудрой политикой поместить все свои яйца в корзину США и Запада, и игнорировать региональные державы? Какова идеальная политика, которой должно следовать курдское руководство, имея дело с этими региональными и международными силами?
Шариф: Для курдов было бы совершенно неразумно склоняться в пользу одной группы перед другой, например, западных держав перед региональными странами. КРГ, несомненно, находится между молотом и наковальней. Курдское руководство должно поддерживать конструктивные и дружественные отношения с США, с одной стороны. Реализм в международных отношениях также подсказывает, что КРГ должно поддерживать хорошие отношения со всеми региональными державами, включая Турцию и Иран. Это не означает, что США довольны отношениями между КРГ и Ираном. В Вашингтоне существует дискомфорт и даже недоверие в связи с прочными отношениями между КРГ с Исламской Республикой Иран. Кажется, в Вашингтоне считают, что КРГ нельзя доверять, когда дело доходит до Ирана. Признаком этого было то, что когда американские войска вторглись в иранское консульство в Эрбиле 11 января 2007 года и арестовали пятерых дипломатов, США не проконсультировались с КРГ и не стремились получить его разрешения.
"Глоб": Как последние события в Курдистане повлияли на американо-курдские отношения и как США сыграли свою роль в этом отношении?
Шариф: В регионе, где у США есть немного друзей - курды являются одним из самых проамериканских народов на Ближнем Востоке - США не хотели бы, чтобы их считали союзником репрессивного режима КРГ. С другой стороны, США не считают нынешние проблемы, преследующие КРГ, настолько серьезными, чтобы они требовали свержения или демонтажа КРГ. США поддерживают реформы и советовали бы КРГ предпринять серьезные реформы для устранения законных претензий народа. Одновременно, они не хотели бы продолжения беспорядков и не одобряют любое поощрение беспорядков со стороны курдских оппозиционных партий, что привело бы к дестабилизации региона Курдистан - самого процветающего и стабильного региона в Ираке.
"Глоб": Когда США будут готовы поддержать независимость иракским курдам и что должно быть сделано курдским руководством для достижения этой цели?
Шариф: Я не думаю, что Курдистан может добиться независимости прямо сейчас, так как Вашингтон не поддерживает такой шаг. Но почва для независимости подготовлена. Вашингтон понимает, чего в действительности хочет иракский Курдистан. Вашингтон также психологически признает, что Ирак обладает потенциалом для распада. Таким образом, точка зрения прежнего американского мышления, согласно которой независимый Курдистан невозможен, была преодолена, и это огромный шаг вперед. Сейчас, однако, международная обстановка не является подходящей. Независимость в будущем, вероятно, будет достигнуто за счет какого-то бархатного развода между арабским Ираком и Курдистаном. США могут играть определенную роль в переговорах по этому разделению. Курдистан уже самодостаточен, он имеет собственную армию и развивает свои собственные нефтяные ресурсы.
Многие элементы независимости вообще существуют. Тем не менее, курдскому руководству должна быть ясно позиция Вашингтона о курдском народе и его, стремление к независимости. Они также должны четко заявить, что, как прагматические лидеры они не намерены провозгласить независимость прямо сейчас, но, как демократические лидеры, это неизбежность, поскольку это то, что курдский народ действительно хочет. Внутренне КРП должны продемонстрировать, что независимый Курдистан будет жизнеспособной организацией; это может быть доказано благодаря эффективным методам управления и экономически обоснованной политикой КРП. Внешне КРП должны гарантировать, что региональная стабильность будет сохранена и что независимый орган, не нарушит региональных союзников США и не ставит под угрозу их территориальной целостности. Это может быть достигнуто за счет договоренности по вопросам безопасности и создание превосходных торговых и дипломатических отношений со странами региона.