Новый доклад, подготовленный известным журналистом Турецкого фонда экономических и социальных исследований (TESEV) отстаивает идею, что нынешние парадигмы не в состоянии удовлетворить требования решения курдской проблемы.
Чингиз Чандар объяснил в пятницу во время презентации своего исследования, что "военный вариант отсутствует", и сами военные и представители государственных органов сказали Чандару в своем интервью для исследования, что проблема не может быть решена путем военных действий. "Согласно информации, которую мы узнали от государственных чиновников высшего уровня, прежде, чем в 2007 году было запланировано демократическое открытие, спросили мнение военных властей относительно того, смогут они или нет покончить с Рабочей партией Курдистана военным путем, и поскольку ответ не был четко положительным, началась подготовка к открытию ", заявил Чандар в своем докладе под названием "Вниз с гор - как может быть разоружена РПК? Курдский вопрос, освобожденный от насилия".
Чандар также заявил, что клише, наподобие таких как "курдская проблема и РПК или проблема терроризма не одно и то же" и "курдская проблема должна решаться независимо от проблемы РПК" не соответствуют действительности. "Это более недопустимая идея, потому что без решения вопросов, связанных с непревзойденной и единоличной властью Абдуллы Оджалана, без разоружения РПК, невозможно решить курдскую проблему", заявил Чандар.
Еще один момент, на который обращает внимание Чандар и который является новаторским для Турции, так как он является спорным, это то, что он вводит понятие "повстанческая" в терминологию, касающуюся РПК, которую всегда называют "террористической" турецкие власти и средства массовой информации, при том что она также находится в списках "террористических групп" Соединенных Штатов и Европейского союза.
Чандар ссылается на исследование "Как положить конец мятежам" Бена Коннабля (Connable) и Мартина Либицкого ( Libicki), которые проводят различие между повстанческими и террористическими организациями. В этом исследовании исследователи рассматривают "терроризм", как тактику. В этом отношении Ирландская республиканская армия (ИРА) определялась как повстанческая, в то время как "Подлинная Ирландская республиканская армия" определялась как террористическая, поскольку первые приняли окончание вооруженной борьбы путем переговоров, в то время как последние нет и продолжают вооруженную деятельность. "В этом определении можно заметить, что различие между "повстанческой" и " террористической" организацией есть" субъективное ". Используя те же субъективные предпочтения" для РПК, будет легче найти пути для "спуска с гор", рекомендует Чандар государству в докладе, который также отсылает к исследованию "Повстанчес тво и контртерроризм в 21 веке: Переосмысление угрозы и ответные меры" Стивена Метца и Раймонда Миллена из Института стратегических исследований в США.
Кроме того, Чандар объясняет, что государственная власть всегда поддерживала диалог с Оджаланом, но сейчас необходим процесс обсуждений и власть Оджалана над РПК должна быть направлена на то, чтобы приложить усилия для спуска боевиков РПК с гор. Чандар - который опросил примерно 40 человек, в том числе государственных и правительственных чиновников, таких, как президент Турции, министр юстиции и министр внутренних дел, руководители РПК, адвокаты Оджалана, представители организаций гражданского общества и политических партий - предлагает ряд рекомендаций для решения, которые могли бы быть одновременно приняты сторонами, различными в политическом, социальном и этническом отношениях:
- Первый шаг на пути разрешения состоит в создании атмосферы взаимного доверия между правительством и РПК. Предпосылкой для такого доверия послужит, если большинство обвиняемых в деле Союза курдских сообществ (КСК) (суд над лицами, обвиняемыми в связях с РП)К, в частности, избранные мэры, будут освобождены и дела против них прекращены.
- Климат доверия между сторонами возможен только тогда, когда имеет место разоружение. Таким образом, состояние "бездействия" РПК должно быть сохранено. Для того, чтобы закрепить это состояние "бездействия", должны быть остановлены операции и нападения на РПК со стороны Турецких вооруженных сил (TSK) и других сил безопасности. Приостановление операций государства может быть достигнуто только тогда, когда военная власть подчиняется гражданской власти и только если гражданская власть пойдет по этому пути.
- Еще один значительный шаг, необходимый, чтобы показать, что представители курдского народа могут открыто и законно участвовать в политике, наряду с прекращением дела КСК, это допущение наиболее точного и широкого курдского представительства в парламенте, что также дает людям основания, чтобы спуститься с гор и разоружиться. Тем не менее, для того, чтобы создать условия, в которых в Турции может быть достигнут "внутренний мир" и "РПК станет турецкой", государство должно снизить избирательный порог с 10 процентов. Это - также демократическая необходимость, независимая от курдского вопроса.
- Перечисленные шаги в направлении возможного решения курдской проблемы будут недостаточны и неэффективны без сопровождения обязательных правовых изменений. Прежде всего, должна быть написана новая Конституция, которая должна включать новое определение национальности. Кроме того, следующая важная проблема, которую необходимо решить - найти удовлетворительное решение широких требований относительно права курдов получать образование на своем родном языке.
- Новая конституция и правовые реформы должны быть направлены на гарантирование нового статуса курдов в Турции. Надежда, что курдский народ может получить новый статус, также вызовет консенсус среди тех курдов, которые не являются частью РПК или даже против Рабочей партии Курдистана и ее идеологии. В соответствии с этим, Турция должна избавиться от своей оговорки по Уставу Совета Европы о местном самоуправлении.
- Люди, которые были опрошены перед составлением доклада, все согласны в том, что Оджалан является очень важным политическим игроком, который может сыграть роль "партнера для решения". В результате, любое изменение, которое должно быть сделано в условиях содержания Оджалана под стражей, в долговременной и краткосрочной перспективе , не может рассматриваться отдельно от решения курдской проблемы и разоружение людей в горах. Изменения в положении Оджалана могут варьироваться от улучшения условий содержания в краткосрочной перспективе до освобождения Оджалана в среднесрочной перспективе. Респонденты, похоже, согласны на домашний арест Оджалана.
- Постепенное внедрение амнистии обычно признается возможным шагом для исключения фактора "боевиков в горах" как правительственными чиновниками, так и руководителями РПК, а также курдами, которые находятся в оппозиции к РПК, опрошенными для доклада. Для того чтобы остановить вооруженные силы РПК и демилитаризации горы Кандиль, амнистия необходима. Конечно, для достижения конечного "социального мира" "постепенное осуществление амнистии" не должно применяться только для нынешних членов РПК, но и для всех других тысяч людей, которые оставили РПК и были вынуждены жить за рубежом и/или людей, которые подверглись уголовным преследованиям из-за их участия в акциях протеста.