Менее чем через две недели после того, как правящая партия премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана была переизбрана с большим перевесом, Турция сталкивается с перспективой погрузиться в политический кризис после того как основная курдская партия страны пообещала бойкотировать новый парламент.
Угроза подогревает опасения, что курды в Турции могут подняться на массовое гражданское восстание, похожее на "арабскую весну", с последствиями, которые могут перекинуться на соседние страны.
Обещание Партии мира и демократии (БДП) бойкотировать 36 мест, которые она получила на турецких всеобщих выборах 12 июня, было сделано в знак протеста против решения избирательной комиссии лишить одного из вновь избранных депутатов, Хатипа Диджле, его места из-за недавнего осуждения по обвинению в терроризме.
Ветеран курдский политик Шерафеттин Эльчи объявил бойкот БДП после специальной сессии партии в юго-восточном городе Диярбакыр 23 июня, сказав: "Мы не будем вступать в парламент, пока правительство и парламент не предпримут конкретные шаги, чтобы расчистить путь для демократической политики".
Этот шаг заставит Турцию столкнуться с многочисленными дополнительными выборами на вакантные места и внесет горечь в победу правящей Партии справедливости и развития (АКП) на выборах в этом месяце.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
АКП завоевала 50 процентов голосов, и Эрдоган обещал немедленно приступить к процессу консультаций, направленных на достижение консенсуса в поддержку его цели написания новой конституции, чтобы заменить документ, составленный в результате военного переворота 30 лет назад.
Перспективы такого консенсуса светятся тускло, в виду гнева БДП. Ахмет Тюрк, лидер прокурдского Конгресса Демократического общества, заявил, что решение запретить Диджле "направлено на то, чтобы ввергнуть Турцию в процесс конфликта".
"Наши люди будут реагировать на это недемократическое решение", добавил он.
Это прогноз подтвердился реакциями на улицах города Диярбакыр, где многие открыто приветствовал бойкот БДП.
"Это очень положительное решение", заявил демонстрант Хафиз Дениз. "Представьте себе, с одной стороны, они игнорируют свободную волю людей и запрещают политические символы нашего народа, а с другой стороны, несколько депутатов будет представлено в парламенте. Они приняли правильное решение. Иначе мы бы во всяком случае не признали их как депутатов."
РИСК БЕСПОРЯДКОВ?
Опасность, которой боятся сейчас некоторые аналитики, состоит в том, что спор предвещает новую фазу длительного курдского конфликта в Турции, в котором по оценкам 40 000 человек были убиты с 1984 года в ходе столкновений между армией и Рабочей партией Курдистана (РПК). Тысячи деревень на курдском юго-востоке были разрушены и опустошены в ходе военных операций, направленных на искоренение РПК, которая борется за отдельную родину.
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган обратился 8 июня к средствам массовой информации в анкарской штаб-квартире его правящей Партии справедливости и развития (АКП).
Но, по словам Фади Хакура, эксперта по Турции лондонского мозгового центра Chatham House, возвращение к тотальному военному конфликту маловероятно.
"Я подозреваю, что характер противостояния изменится по сравнению с тем, что существовал в 1990-х и в 2000-х", сказал Хакура. "То, что, как я подозреваю, мы увидим, - это, вероятно, массовая народная мобилизация курдов против проявлений и представительства турецких властей. Мы видели это перед выборами, [когда] совет, который регулирует процесс выборов в Турции, дисквалифицировал семь прокурдских кандидатов. Курдские массы на юго-востоке были мобилизованы, что привело к повышенному уровню насилия и кровопролития, которое в конечном итоге оказало большое давление, заставив регулятора выборов отменить свои дисквалификации. "
Такие действия, по словам Хакуры, могли бы быть зеркальным отражением массовых восстаний, которые мы видели в этом году в Египте, Тунисе, Йемене и других арабских странах. Также, по его словам, существует опасность, что курдские беспорядки в Турции могут повлиять на курдские меньшинства соседних стран, в том числе Сирии, которая в настоящее время в смятении после месяца протестов против правления президента Башара аль-Асада.
"Нынешняя эскалация курдского вопроса в Турции совпадает с внутренним восстанием в Сирии, где 10 процентов сирийского населения курдского происхождения", сказал Хакура. "Таким образом, существует реальный риск, что если есть массовое восстание или острый конфликт между турецкими властями и курдским населением в Турции, он мог бы переброситься в Сирию [и] потенциально Ирак и Иран, конечно."
"ТУПИК"
Курдские активисты предупредили перед выборами, что они планируют новую кампанию гражданского неповиновения, если требования расширения прав для примерно 14 миллионов курдов Турции не будут удовлетворены. Эта угроза последовала после того, как широко объявленное в 2009 году Эрдоганом "курдское открытие" - когда он обещал расширение языковых, культурных и образовательных прав – было заброшено.
Одной из причин гнева среди БДП был арест почти 2000 членов партии, в том числе 12 избранных мэров, из-за предполагаемых связей с РПК, которая объявлена вне закона как террористическая организация.
Во время избирательной кампании, Эрдоган занял особенно жесткую позицию, заявив, что в Турции больше нет "курдского вопроса", обвиняя БДП в союзе с РПК и одобрении "сепаратизма". Он также сказал, что он бы повесил заключенного лидера РПК Абдуллу Оджалана, если бы он был у власти, когда партизан был взят в плен в 1999 году.
Ченгиз Актар, профессор исследований Европейского союза в Университете Бахчешехир в Стамбуле, заявил, что такая конфронтационная тактика по отношению к курдам не в ладах с амбициями премьер-министра по выработке новой гражданской конституции, поскольку проблемы тесно переплетены.
"Очень жаль, что так происходит", сказал Актар. "Ставки велики. Без либеральной конституции курдский конфликт не может быть решен, и без того чтобы ввести курдский конфликт в новую фазу урегулирования, Турция не может принять проект нового устава, нового общественного договора. Так что это в высшей степени взаимосвязано."
Для Актара, курдская "арабская весна» началась несколько лет назад. Ключевым сейчас, по его словам, является политически реагировать на требования, которые были давно сформулированы и которые не могут быть просто отброшены под рубрикой "терроризм".
"Следует начать эпоху разрешения конфликтов, [когда] стороны говорят друг с другом без каких-либо предварительных условий, и все стороны включены в диалог", сказал он. "Сейчас речь не идет о правде и примирении, амнистия и возвращении бывших беженцев из Европы и других регионов, образовании на родном языке, региональном развитии, сложении оружия - ничего подобного не затрагивается.
"Единственный способ, который использует правительство в настоящее время для решения этого вопроса - называть это террористическим актом, и поэтому требовать от РПК сложить оружие. Но это тупик", сказал Актар.