Первое заседание парламента Турции нового созыва, состоявшееся во вторник в Анкаре, началось с громкого скандала: представители основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) отказались принимать присягу, а парламентарии от прокурдской Партии мира и демократии (ПМД) объявили бойкот меджлису в знак протеста против отказа судов выпустить на свободу депутатов, избранных от этой партии на состоявшихся 12 июня в стране выборах в законодательное собрание, передает корреспондент РИА Новости.
Решение не принимать присягу в парламенте за час до заседания объявил лидер партии республиканцев Кемаль Кылычдароглу. НРП получила по итогам выборов 135 мест в 550-местном турецком меджлисе.
"Мы не хотим для себя никаких привилегий. Мы не будем присягать (парламенту) до тех пор, пока не будет открыт путь для принятия присяги нашими коллегами", - заявил он, имея ввиду двух представителей НРП, журналиста Мустафу Балбая и профессора медицины Мехмета Хаберала, которых стамбульский суд отказался отпустить на свободу в связи с избранием в парламент.
Балбай и Хаберал длительное время содержатся под стражей в рамках разбирательства дела о подготовке переворота с целью свержения правительства. Адвокаты представителей партии республиканцев подали апелляцию в вышестоящую инстанцию на вердикт суда по уголовным делам.
В свою очередь, 30 представителей прокурдской ПМД, объявивших бойкот парламенту, во вторник собрались в городе Диярбакыр на юго-востоке Турции, населенном преимущественно курдами. Таким образом, они выразили протест в связи с лишением Центризбирком депутатских полномочий своего коллеги Хатипа Дичле и отказом местного суда выпустить на свободу еще пять активистов партии, обвиняемых в сепаратистской деятельности.
Представители ПМД баллотировались на выборах в турецкий парламент в качестве независимых кандидатов. После избрания в меджлис они планировали сформировать свою фракцию.
Наблюдатели не исключают, что решение прокурдской партии о бойкоте парламента может стать причиной для проведения частичных досрочных выборов в парламент. Согласно действующей конституции, такие выборы проводятся в случае, если число вакантных депутатских мест в меджлисе составляет пять и более процентов.
В отличие от партии республиканцев и ПМД, депутаты от правой Партии националистического движения (ПНД) в полном составе (53 парламентария) участвовали в первом заседании парламента. Они также приняли присягу, несмотря на то, что и в этой партии столкнулись с отказом суда выпустить на свободу отставного генерала Энгина Алана, избранного в меджлис на выборах 12 июня. Его также обвиняют в участии в заговоре с целью свержения правительства Тайипа Эрдогана.
Представители турецкой общественности и правоведы неоднократно критиковали отказ судебных властей выпустить на свободу представителей оппозиции, избранных в парламент. При этом они отмечали, что правовых преград для их освобождения нет, так как по ним не вынесено никаких судебных решений, и, следовательно, они имеют конституционное право избираться и быть избранными в законодательные органы власти.
Премьер Турции и лидер победившей на выборах правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Тайип Эрдоган подверг резкой критике решение оппозиции о бойкоте парламента. Он обвинил ее представителей в стремлении "подготовить почву для новой напряженности".
Партия Эрдогана набрала на выборах в турецкий парламент 49,8% голосов избирателей, получила 327 депутатских мандатов и право в третий раз с 2002 года, когда находится у власти, сформировать однопартийное правительство.
Одной из основных задач парламента 24-го созыва турецкий премьер называет принятие новой конституции взамен ныне действующей, которая была принята в 1982 году после последнего военного переворота (в 1980 году). Добиться этой цели в одиночку правящей партии не удастся, так как она не располагает конституционным большинством в 367 голосов. Кроме того, партия Эрдогана не сможет созвать референдум по конституции, для чего необходимо 330 мандатов, обращают внимание аналитики. Принять новую конституцию будет возможно лишь на основе согласия с оппозицией, однако действия последней показывают, что уступки возможны только после выполнения ее требований: освобождения из-под стражи своих коллег и признания за ними статуса депутатов, указывают эксперты.