Ветеран журналист Ченгиз Чандар недавно опубликовал доклад по курдскому вопросу. Название доклада: "Вниз с гор – как может быть разоружена РПК? Курдский вопрос, освобожденный от насилия". Доклад опубликован на турецком и, надеюсь, в скором времени будет переведена на английский язык.
В докладе много интересных предложений и идей. Здесь и в следующих двух частях постараюсь поделиться с вами некоторыми важными тезисами, поднятыми в докладе Чандара и оценить их с моей точки зрения.
В этой первой части, я хотел бы поделиться с вами некоторыми утверждениями из доклада, которые могли бы произвести своего рода политическое землетрясение в любой нормальной стране. Но, насколько я могу судить, никто в турецкой прессе не нашел эти обвинения интересными, или мы все привыкли слышать всевозможные обвинения, и ничто больше не захватывает наше внимание и не удивляет нас в этой стране. Это состояние умов в Турции заслуживает нескольких других статей, однако, вернемся к нашей теме.
Из доклада Чандара, мы понимаем, что турецкий государственный аппарат всегда вел своего рода "диалог" с Абдуллой Оджаланом, лидером Рабочей партии Курдистана (РПК). Эти "диалоги" были начаты в 1992-1993 годах при Тургуте Озале, тогдашнем президенте. И, видимо, они продолжаются до сих пор.
Из доклада, мы также понимаем, что эти "диалоги" продолжались и тогда, когда Оджалан был в тюрьме Имрали. Предполагаемые "диалогы" между Оджаланом и турецкими военными в настоящее время, хорошо иллюстрируют вопрос о том, как "глубинное государство" осуществляет свою деятельность в Турции, кто выигрывает в результате вооруженных конфликтов и так далее.
После захвата в 1999 году, Оджалан призвал РПК, переместить все свои силы за пределы Турции. Оджалан пытался показать свою "добрую волю" и "готовность" окончить вооруженную борьбу. Однако в 2002 году, он вновь призвал РПК в Турцию. Позвольте процитировать остальную часть истории из отчета:
"В замечаниях на своей встрече с адвокатами на острове Имрали 4 сентября 2002 года Оджалан призвал вооруженные силы РПК (HPG ) войти в Турцию:" Они должны усилить HPG для самообороны. При необходимости, их количество должно быть увеличено до 100.000. Они могут войти также на Север. Я не устанавливаю предела для них. "После этого заявления Оджалана, члены РПК начали группами вступить в Турцию, и "число групп РПК в Турции возросло до 1500 к 2003 году."
"Учитывая тот факт, что контакты Оджалана и связи с этой организацией, в некотором смысле находятся под контролем государства," маловероятно, чтобы государство не знало о подготовке РПК для начала вооруженной борьбы и для развертывания своих зарубежных сил в Турции . Некоторые из людей, у которых мы взяли интервью, высказали мнение, что некоторые государственные элементы или "глубинное государство" были, конечно, проинформированы о ходе подготовки РПК к вооруженной борьбе. На вопрос, что они называют государством или "глубинным государством", они сказали, что они имеют в виду военных или Генеральный штаб. Например, в нашем большом интервью с ним в Эрбиле в ноябре 2010 года, Низаметтин Таш (Боцан) сказал следующее относительно их реакции на решение о возобновлении вооруженной борьбы 1 июня 2004 года: "Мы думали, что решение воевать было волей Генерального штаба. Это было государственное вмешательство. Политизация РПК убила бы радость Генерального штаба. Без войны, как военным вмешиваться в политику?"
"Во время нашего интервью с человеком, который внимательно следил за совещаниями, проведенными в Имрали с Оджалана в период между 2003 и 2004 годами, и который даже играл активную роль в рамках этих встреч, он заявил, что военнослужащие, которые встречались с Оджаланом в то время, манипулировали тогда лидером РПК, чтобы он начал вооруженную борьбу, и он сказал: "Эти военнослужащие - некоторые из которых в настоящее время под судом по делу Эргенекона - заставили Оджалана считать, что военные свергнут правительство АКП. Эти люди сказали Оджалану: "Страна вступает в ЕС, но для вас нет места. Если у вас не будет власти в турецком уравнении, то вы не войдете в ЕС". Они уже были против вступления Турции в ЕС ".
"Эти встречи с Оджаланом, которые начались в 1997 году, продолжалась в течение периода, когда он был доставлен теми же людьми в Имрали, и даже позже, до конца 2001 года. Те, кто возобновил встречи в 2002 году и поддерживали их до 2005 года, были офицеры, которые сегодня обозначаются как про-эргенеконовские".
Интересно, не правда ли? Из дела Эргенекона мы также знаем, что во все эти периоды, начиная с 2002 года, некоторые сегменты турецких военных вели очень интенсивную борьбу за государственный переворот в Турции. Видимо, они также манипулировали Оджаланом, чтобы вновь втянуть РПК в вооруженный конфликт в Турции. Активизация вооруженного конфликта, конечно, дала бы им огромную возможность выставить правительство, как провальную, пассивную партию в "борьбе с террором".
Я думаю, что приведенные выше цитаты из доклада следует очень тщательно прочитать всем, особенно со стороны правительства. Я думаю, они показывают вполне ясно, какие потенциальные бедствия может принести Турции нерешенный курдский вопрос. Нерешенный курдский вопрос всегда имел потенциал для восстановления старой военной опеки в Турции, он имеет потенциал, чтобы отменить все демократические процессы, и это огромный дестабилизирующий фактор для всего региона.