Я был в Берлине на прошлой неделе для участия в дискуссии на тему "Турция после выборов 12 июня", организованной совместно Немецким Институтом Востока и Форумом межкультурного диалога, поддерживаемого Фетуллой Гюленом религиозным общественным движением Фетуллы Гюлена.
Дискуссия состоялась 27 июня в конференц-зале немецкого парламента. Среди других вопросов, которые мне задавали, конечно, был задан вопрос о кризисе созданным отказом от присяги почти трети из 550 избранных депутатов, принадлежащих к основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) и прокурдских независимых депутатов. Вот каков был мой ответ.
В 21 веке Турция участвует в постепенном изменении режима. Она отходит от демократии под военно-бюрократической опекой в сторону либеральной и плюралистической демократии. Однако становится очевидным на каждом шагу, что этот переход является вовсе не легким делом. Основные гарантии конечного успеха перехода - активная поддержка со стороны людей, принадлежащих ко всем социальным слоям и регионам. Элиты Турции, однако, расколоты (в той или иной степени) между сторонниками "старого" и "нового" режима. Этот раскол проходит через военную, судебную, экономическую, научную, публицистическую и культурную элиты и даже через политические партии.
Партия, которая отражает этот раскол лучше всех - НРП. После избрания Кемаля Кылычдароглу председателем в мае 2010 года НРП предприняла значительные шаги в направлении обновления своего лидерства и дискурса как (сторонника) либеральной и плюралистической демократии, далеко отстоящей от (прежнего) основного бастиона старого режима опеки. Этот шаг был, однако, чреват противоречями почти на каждом шагу. Заместитель председателя Сезгин Танрикулу объявлен в январе 2011 года подозреваемым в деле Эргенекона, и судейский корпус не может освободить его из-под стражи, даже если он был избран в парламент. " Г-н Кылычдароглу заявил, всего за неделю до выборов, что подозреваемые по делу Эргенекона не могут вступить в парламент, если им не позволят суды. Почему же НРП назначает лиц, подозреваемых в принадлежности к преступной сети Эргенекон, которая замышляет свержение избранного правительства, и почему депутаты НРП отказываются принимать присягу в парламенте в знак протеста против решения суда не выпускать подозреваемого по делу Эргенекона? Один из распространенных ответов состоит в том, что сторонники "старого режима" (если хотите, мышления Эргенекона) произвели контратаку внутри НРП и пытаются полностью дискредитировать судебное дело против преступной сети Эргенекона. Однако, кажется весьма вероятным, что борьба между "старой НРП" и "новой НРП" (которая, по сообщениям, была против выдвижения подозреваемых по делу Эргенекона) будет продолжаться и, возможно, приведет к расколу партии.
Борьба между "старыми" и "новыми" наблюдается и в рядах прокурдской Партии мира и демократии (БДП). БДП, путем включения бывших критиков Рабочей партии Курдистана (РПК), турецких социалистов и представителей религиозных меньшинств в число своих кандидатов в парламент, сделала большой шаг на пути к переходу к демократической парламентской политике. Проводя такую предвыборную стратегию "широкого фронта», БДП сумела получить на выборах 36 из 62 мест независимых кандидатов, таким образом, успешно преодолев 10-процентный барьер, предназначенный, чтобы держать ее вне парламента.
Конечно, тот факт, что Высший избирательный совет (YSK) сначала одобрил кандидатуру г-на Хатипа Диджле, задержанного за нарушение драконовского антитеррористического закона, а позже аннулировала его избрание, узнав о прошлой судимости, это несправедливость, которую необходимо исправить. Конечно, в Закон о борьбе с терроризмом, бастион "старого режима", необходимо внести изменения, чтобы он соответствовал требованиям демократического общества. Но если их цель действительно в этом, то не должна ли БДП участвовать в работе парламента, а не бойкотировать его? Ясно, что БДП еще не полностью преодолела привычки и методы, связанные со "старым режимом".
А как насчет правящей Партии справедливости и развития (АКП)? Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его правительство оказали стране большие услуги, и поэтому люди, половина страны, как турки так и курды, вручили ему сильный мандат, чтобы помочь сделать Турцию одной из самых передовых экономик и демократий в мира ко времени 100-летия со дня основания республики, как он мечтает. Это сильный мандат, однако, также подразумевает огромную ответственность. Эрдоган не может достичь своей мечты в 2023 году без принятия совершенно новой и демократической конституции, которая отвечает всем демократическим требованиям курдских граждан и без того, чтобы проложить РПК путь к сложению оружия и участию в мирной политике.
Эрдоган является лидером Турции. Преодоление кризиса, вызванного НРП и БДП, прежде всего лежит на его ответственности. Он пообещал провести принятие новой и демократической конституции на основе диалога и широкого консенсуса между всеми политическими партиями и группами гражданского общества. Разрешение нынешнего кризиса путем диалога с НРП и БДП может помочь открыть путь для построения широкого консенсуса в отношении демократической конституции. Кризис, таким образом, можно превратить в возможность.