Четвертая проблема, которую Рабочая партия Курдистана (РПК) имеет с Партией справедливости и развития (АКП), касается политики АКП, чтобы принести больше свободы и демократии в регион.
АКП имеет три основные категории политики, которую она проводит на главным образом курдском Востоке и Юго-Востоке, в том числе экономическая интеграция, демократическая интеграция и социальная интеграция. АКП добилась больших экономических успехов, накачав регион деньгами и открыв (торговый) путь с Ираком и Сирией, чтобы повысить экономическую активность на юго-востоке Турции. Одним из осуществляемой под руководством АКП экономической интеграции в регионе, являются государственные субсидии, которые даются, в особенности на животноводство.
Хорошо известно, что регион является наименее экономически развитым в стране. Географическая изолированность региона еще больше изолируют его и не допускают его интеграции в национальную экономику. До того как правительство АКП пришло к власти, правительства в Турции считали, что соседние страны должны быть врагами Турции, поэтому они не облегчали пути повышения экономической активности в регионе, например, Сирия и северный Ирак (Иракский Курдистан – ред.) рассматривались как две наиболее серьезные угрозы национальной безопасности Турции. Таким образом, предыдущие правительства колебались в разработке более эффективных отношений с этими двумя соседними странами. Однако экономическая политика АКП в их отношении, особенно по отношению к курдскому региональному правительству в Ираке, подняла экономическую активность в населенных курдами турецких городах, из чего турецкие курды оказались главными получателями выгоды.
Рост экономической активности в регионе стал постепенно менять политический дискурс. В самом деле, курдская идентичность оставалась главным элементом, который формирует политический дискурс в регионе, однако, экономические интересы среднего класса, время от времени стали проявляться и оказывать давление на про-РПК политиков. Лучший пример этого проявился в 2006 году, когда РПК призвала людей протестовать против АКП политики в регионе, и многие владельцы магазинов, после исполнения требований РПК закрыть свои магазины на несколько дней, начали подвергать сомнению политику РПК в регионе. (Аналогичная кампания прошла в 2011 году.) Это было бы немыслимо в 1990-х годах. В одном конкретном случае, Абдулла Оджалан подверг критике ведущих деятелей Диярбакырского муниципалитета за то, что они ставят свои экономические интересы выше политики курдской идентичности.
Когда речь идет о демократической интеграции, политика "демократической инициативы" АКП является лучшим примером этого. До прихода правительства АКП, как я уже упоминал в предыдущих статьях, регион находился под действием закона о чрезвычайном положении, и первым политическим шагом, который реализовала АКП, была отмена 30-летнего чрезвычайного положения. В более поздние периоды, АКП разрешила частные курсы курдского языка, создала государственный курдский телеканал и открыла курдские отделения в университетах. Вот несколько примеров политики демократической интеграции АКП. В ответ на это РПК осудила эти демократические шаги. Например, РПК называет государственный курдский телеканал "культурной сельской охраной" ("сельская охрана" - государственная антипартизанская милиция из курдов, ред.) подразумевая, что станция не будет служить интересам курдского народа, а только интересам государства. Тем не менее, оказалось, что курдский телеканал был позитивно воспринят людьми в регионе.
Что касается политики социальной интеграции, то правительство АКП уделяло пристальное внимание политике в области образования. Например, были разработаны программы "школ-сестер", связывающие школы в курдском регионе со школами в западных провинциях страны. Параллельно с этим, во время правления правительства АКП курдские учащиеся с Востока и Юго-Востока впервые были привезены в западные - исторические - части страны, в том числе в исторические места Дарданелл, в целях укрепления связей между восточным и западным регионами. Кроме того, АКП призвала неправительственные организации к наведению мостов в регионе. В результате, многие неправительственные организации начали уделять пристальное внимание проблемам региона и работать для решения его проблем, в том числе поощрять семьи отдавать своих дочерей в школы, обращая особое внимание на гендерное неравенство в регионе и т.д.
Благодаря такой политике правительство АКП смогло начать поднимать железный занавес РПК в регионе. РПК, с другой стороны, считает, что это политика "ассимиляции" и обвиняет АКП в том, что они "ассимиляторы". В результате, целями РПК стала АКП, а также инвесторы и неправительственные организации.
От редакции: Мы даем серию статьей Эмре Улсу не потому что мы согласны со всем изложенным. "Тудей Заман" - либеральная газета, которая во многом отражает точку зрения правящей АКП и нам представляется, что читателю будет интересна позиция значительной части турецкой элиты по курдскому вопросу.