Министр высшего образования Длавер Алаалдин считается одним из наиболее дальновидных министров Регионального правительства Курдистана, и его широко опубликованные планы реформы высшего образования вызвали как гнев, так и похвалы.
Несмотря на то, что он столкнулся с многочисленными вызовами, Алаалдин, будучи министром в течение последних двух лет, как кажется, продвигается вперед с его программой реформ, реализация которой, как он предсказывает, займет от 20 до 30 лет.
Алаалдин придерживается простой цели: "обеспечить максимально высокий уровень образования для будущих поколений".
Его амбициозные предложения по реформе также направлены на улучшение потенциала университетов и технических институтов, чтобы подготовить молодую рабочую силу, которая могла бы "участвовать в восстановлении региона Курдистан", сказал Алаалдин.
"Еще одним важным направлением является проведение исследований", сказал Алаалдин, который был профессором клинической микробиологии в Ноттингемском университете в Великобритании. "Исследования в Курдистане в плохом состоянии и получают ограниченное финансирование. Небольшое финансирование, выделяемое университетам и преподавателям, используется таким образом, что конечный продукт имеет мало влияния на науку и рынок ... Наша страна стоит перед множеством научных проблем и вызовов, начиная от канализации, жилищного строительства, экономики, дорог и инфекционных заболеваний до политических и социальных проблем. Эти проблемы будут решены путем рассмотрения, исследования и изобретений."
Часть широкомасштабных проектов реформ включает в себя предоставление курдским студентам стипендии для обучения за рубежом и подталкивает университеты Курдистана к тому, чтобы обращаться к частным источникам финансирования.
"Мы тщательно пересмотрели систему научных исследований и докторантуры. Теперь мы создали новую систему докторского образования таким образом, что аспирант проводит часть своего исследований в передовых международных институтах и приносит современные международные стандарты и опыт в Курдистан", сказал он.
"Что касается финансирования, то финансирование, которое университеты получают от правительства, не покрывает даже половины их потребностей. Поскольку они получают все свои деньги от государства, они целиком зависят от бюджета и не ищут других источников финансирования. Одна из целей реформы – обезопасить собственные средства университетов и улучшить их качество."
В Курдистане, как и в остальной части Ирака, образование в государственных школах и университетах является бесплатным. Алаалдин сказал, что он не имеет никаких планов по реформированию системы.
"Мы еще не решили, должно ли образование быть бесплатным или нет", сказал он. "Нашим приоритетом является - привести наш дом в порядок. Кроме того, мы стремимся соответствовать конституции, которая говорит, что образование бесплатно. Мы обеспечим для студентов столько свободных мест, сколько правительство сможет себе позволить. Но если университеты могут принять дополнительных студентов, которые будут платить, то они имеют право это делать."
Одной из инициатив Алаалдина является повышение стандартов образования, с тем, чтобы университеты Курдистана привлекали иностранных студентов, и таким образом заручились доходами для правительства.
"Дорожная карта призвана повысить качество и ценность наших степеней и сделать их известными на Ближнем Востоке или даже в мировом масштабе, чтобы люди приходили сюда в поисках образования", сказал он. "Это также будет приносить доход Курдистану и повысит экономические возможности Курдистана и университетов страны. Согласно плану, в ближайшие 5-10 лет, Курдистану необходимо начать экспорт науки и делать на этом деньги".
Недавно несколько курдских студентов, которые были отправлены за границу для обучения, вернулись в Курдистан, потому что их английский был недостаточно сильным. Алаалдин утверждал, что эти студенты сталкиваются не только с языковым барьером.
"Одним из факторов было то, что мы хотели, чтобы студенты сделали что-то как можно быстрее", сказал он. "Второй фактор - культурные различий, как это случалось со многими студентами, впервые выезжающими за границу. Они тосковали. Третья причина была в самих студентах. Многие из них не знали английского и бросились на стипендии, потому что они боялись, что стипендий может не хватить".
Перед тем, как началось их обучение в зарубежных университетах, курдские студенты получили финансирование для изучения английского языка в течение шести месяцев, что было недостаточно для большинства из них. Алаалдин сказал, что проблема была решена на следующий учебный год.
"Сначала мы думали, что это нормально, чтобы они изучали английский язык в течение шести месяцев, но оказалось, что для многих из них это трудно", сказал он. "Многие из них не могли выучить язык в течение шести месяцев достаточно хорошо. Некоторые другие сменили свои языковые курсы и пошли на более дешевые в надежде сэкономить деньги. Все эти факторы сыграли свою роль. Но в этом году мы решили эту проблему, и теперь студенты могут изучать английский язык на срок до одного года вместо шести месяцев".