Агентство АК-Ньюс публикует статью американского специалиста по Ираку Доэля Винга, посвященную последнему социологическому опросу в Ираке. Опрос проводился с февраля по март 2011 года Greenberg Quinland Rosner Research company совместно с Национальным демократическим институтом; его результаты были опубликованы в начале июня. Были опрошены 2400 старше 18 лет. 1436 из них были выбраны с учетом населения каждого региона. Им было предложено одиннадцать вопросов. Предыдущий опрос был проведен в ноябре 2010 г. Исследование показало, что иракцы теряют уверенность в направлении, которым идет страна и ее лидеры.
Первый вопрос был: в правильном или неправильном направлении движется Ирак. 49% сказали, что Ирак движется в неправильном направлении, а 42% сказали, что все в порядке. Это было небольшое изменение с ноября, когда 45% считали, что страна идет в правильном направлении, а 44% думали, что в неправильном. Это изменение было связано с поворотом в настроениях на юге Ирака. Там, 37% сказали, что Ирак на правильном пути, а 52% заявили обратное. В ноябре, 57% сказали, что страна идет в правильном направлении. Багдад и северный Ирак дали самые положительные мнения, 54% и 66% соответственно. В Западном Ираке, наоборот, 67% говорят, что дела идут не так. Причем число тех, кто твердо убежден, что Ирак на ложном пути, выросло в этой части страны с 17% в ноябре до 43% в марте.
При разбивке по этносектантской идентичности, сунниты имеют чрезвычайно негативное мнение о стране, 71% говорят, что дела в Ираке идут плохо, в то время как курды дали самые положительные ответы, 67% сказали, что народ на правильном пути. Туркмены подобны суннитам, 53% говорят, что Ирак идет по неправильному пути. Шииты разделились почти поровну, 43% говорят, что в Ираке все в порядке, а 48% говорят об обратном. Опрос показал, что сунниты все еще чувствуют себя наиболее маргинализованными в стране, курды довольны существующей в их регионе ситуацией, а шииты разделились, потому что несмотря на то что их большинство, многие из них живут в беднейших районах страны.
Следующий вопрос был о том, что более всего улучшилось. Безопасность и образование были на вершине, в то время как коррупция и электроснабжения внизу. 62% считают, что безопасность стала лучше, что на 4% больше по сравнению с ноябрем. 61% также думает, что образования улучшается. С другой стороны, только 38% сказали, что власть стала лучше, а 32% сказали, что она коррумпирована. Элементы экономики отмечаются положительно, 52% заявили, что с рабочими местами стало лучше, и 50% заявили, что стоимость жизни улучшилась.
Иракцы всех регионов считают, что демократия является лучшей формой правления для страны, но они разделились по вопросу, существует ли она в действительности. 71% сказали, что демократия сделает жизнь лучше, и только 16% думают, что она ухудшит ее. Так считают 58% в Багдаде, 67% в западном Ираке, 76% в северном Ираке и 80% в южном Ираке. По вопросу о том, есть ли в Ираке реальная демократия, мнения разделились: 42% говорят да, и 39% говорят не. В Багдаде 40% и на западе Ирака, 51% сказали, что ее нет, в то время как в северном Ираке 45%, и в южном Ираке 56% ответили утвердительно.
На вопрос о предпочитаемых политических партиях 43% благоприятно отметили Ираккий национальный список Айяда Аллави, 37% сказали, что симпатизируют движению Садра, 32% поддерживают Иракский Национальный фронт диалога вице-премьера Салех аль-Мутлака, 31% - Высший исламский Совет Ирака, 30% - партию Дава премьер-министра Нури аль-Малики, 26% Исламскую партию Ирака 14% список Обновления вице-президента Тарика аль-Хашеми, 14% ПСК, а 13 % - ДПК и партию Фадила. Все арабские партии, за исключением Дава, улучшили свои позиции с ноября 2010 года, а курдские партии ухудшили. Только у Иракского национального списка Аллави благоприятный рейтинг, 43%, был больше чем отрицательный, 40%. Дава например, имеет 30%, положительного рейтинга и 52% неблагоприятного, и две трети опрошенных негативно настроены к курдским партиям.
Те же чувства переносятся на отдельных политиков. Айяд Аллави имеет 48%, Муктада ас-Садр 45% поддержки, и только они имеют благоприятный рейтинг выше, чем неблагоприятный. За ними следуют спикер парламента Усама Нуджаифи с 39%, премьер Малики с 35%, глава Высшего совета ислама Аммар аль-Хаким с 35%, вице-президент Хашеми с 33%, глава Национальной коалиции Ибрагим аль-Джафари с 30%, вице-премьер Мутлак с 29%, президент Талабани с 17%, и президент Барзани с 16%. Все они имеют больше негативных, чем позитивных мнений. Только ас-Садр и Аллави имеют базу поддержки среди нижнего среднего класса и бедных, 52% из которых имели благоприятное мнение о Садре, и 45% об Аллави. Все другие политики имели более неблагоприятных мнений, чем положительных. То же самое было выражено среди молодых мужчин с 54% поддержки ас-Садра и 48% поддержки Аллави. Для сравнения, 44% из низшего класса и 48% молодых мужчин имеют неблагоприятные мнения о Малики. Кроме того, в то время как курдские лидеры Талабани и Барзани негативно рассматриваются в стране в целом, они все еще имеют сильную поддержку в Курдистане, где 66% хорошо относится к Талабани и 62% к Барзани.
Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики имеет сильную поддержку в Багдаде и на юге, где однако его цифры несколько снизились. В целом, 35% сказали, что они положительно относятся к аль-Малики, в то время как 45% прохладно относятся к нему. В Багдаде премьер-министр имеет 50% рейтинга, на юге 42%, хотя он упал на 23% с ноября. В Западном Ираке только 15%, положительно относятся к нему, и на Севере 30%, это на 17% больше, чем в последнем опросе. На вопрос непосредственно о его работе 39% сказали, что одобряют ее, и 54% сказали, что не одобряют. Опять же, 52% в Багдаде и 47% на юге сказали, что очень хорош, в то время как на Западе, 24%, и на севере, 27% не разделяют это мнение. Как ни странно, рейтинг одобрения премьер-министра поднялся на 22% на юге страны, что противоречит первому вопросу о нем лично.
На местном уровне к провинциальным советам относятся отрицательно, в то же время существует сильная поддержка Регионального правительства Курдистана. Отвечая на вопрос о работе советов, 34% одобрило их, что ниже на 13% с ноября, а 62% не одобряли, что выше на 15%. Западный Ирак имеет наиболее благоприятное мнение с 40% одобрения, и 59% неодобрения. Багдад был в центре с 38% одобрения, а 58% неодобения, в то время как Юг имел самый низкий рейтинг в 27% одобряющих и 67% неодобряющихо. В Курдистане 69% одобряли и 30% не одобряли. В ноябре - декабре, КРГ имело 85% благоприятного рейтинга. Юг является бедной частью страны. Провинциальные советов были у власти с 2009 года, но не смогли улучшить услуги или качество жизни. Западныей Ирак также имеет свои проблемы, но, возможно, более тесная связь между племенами и политическими партиями держит недовольство в некоторой узде. Багдад содержит все противоречия страны, там есть самые бедные и богатые районы страны. Он также имеет самое большое количество ежедневных нападений и жертв.
В целом, опрос показал, что иракцы считают, что их страна движется в неправильном направлении. Сунниты, бедные, и молодые наиболее пессимистично смотрят в будущее. Исходя из заданных вопросов, политический класс Ирака был главной причиной отрицательного мнения. Все основные партии и лидеры, за исключением Аллави и ас-Садра, пользуются плохой репутацией. Все чаще считается, что политики активнее заняты личными склоками, чем вопросами о благе страны. За шестнадцать месяцев после парламентских выборов, было сделано очень мало, а аль-Малики и Аллави до сих пор спорят об окончании формирования кабинета. Провинциальные советы были у власти даже дольше, и мнение людей о них такое же, отрицательное, за исключением курдского региона. Возникает вопрос: при следующем обследовании, возрастет ли процент негативных взглядов, или он будет оставаться относительно стабильным? В первом случае, это покажет, что публика еще более потеряла веру в то, что правительство улучшит ее судьбу. Печально, что элита не проявляют никакого беспокойства об этом.
Иракцы разочарованы в пути, которым идет страна, в политиках и партиях
2601 | 0 |