Во время режима Саддама Хусейна, ни один араб, особенно из суннитских районов Ирака, не осмеливался поехать в Курдистан. Они не смели даже думать об этом. Курдистан считался вражеской территорией, и любая попытка посетить его рассматривалась как измена. Как результат, большинству арабов были любопытно, что же происходит в Курдистане.
После падения режима в 2003 году, волны арабов залили Курдистан и были потрясены тем прогрессом, который они так увидели. По возвращении, семьи и друзья собирались, чтобы послушать рассказы о Курдистане, как если бы он был далекой страной. Посетители восхищенно говорили об успешной реконструкции Курдистана, чистоте улиц, организованных правилах дорожного движения и других признаках развития.
Вскоре многие арабы начали мечтать, что однажды их города станут такими же как в Курдистане. Они были недовольны, что приходится жить под властью недобросовестной и жестко контролируемой государственной политики.
Группа интеллектуалов и племенных лидеров в суннитских районах Киркука и Мосула хотели, чтобы их области присоединились к Курдистану. Идея родилась в 2006 году и была передана курдским лидерам через посредников. Однако это предложение не было рассмотрено курдами. Никто не знал, почему.
Вдохновители этого проекта подвергались большому риску в момент, когда в суннитских областях бушевали повстанцы и вершилось насилие со стороны таких организаций, как аль-Каида. Надежды этих влиятельных арабов на присоединение к Курдистану были разбиты перед лицом безразличия курдов. Если бы курды были мудрыми и поддержали идею, то они бы увеличили свои долгосрочные перспективы в Киркуке и спорных территориях.
Возникает вопрос, почему арабы не придумали своего собственного предложения, не обращаясь к Курдистану. Ответ в том, что курды, несмотря на все прошлые страдания и несчастную гражданскую войну между их партиями в 1990-х годах, все-таки сумели оставить позади свою историю, чтобы продвинуться вперед. В настоящее время, остальной Ирак переживает те же трудности, что в свое время курды, но арабы не пытаются учиться на опыте курдов и не обращаются к курдам за вдохновением.
Абдулла Альджиббуриi, один из вдохновителей идеи присоединения арабских районов к Курдистану, говорит: "Мы могли бы сократить время, необходимое для создания нашего региона, просто посмотрев и извлекши уроки из опыта других", то есть региона Курдистан.
Сегодня есть еще голоса, требующие конституционного права создавать свои собственные федеральные округа. Создание федеральных округов не отрицает патриотизм граждан в отношении своей страны.
Есть арабские лидеры, которые отказываются рассматривать федеральные округа и считают, что это раздел страны. Но те же самые лидеры подготовили проект Конституции, которая позволяет любой провинции или группе провинций создавать свои федеральные округа.
Такое отношение отбрасывает страну назад к диктаторской эпохе, где один человек вершил все в одиночку. Эти лидеры должны знать, что потребности интересы людей более важны, чем их недалекая политика.
Иракские арабы-сунниты считают, что создание их собственного федерального региона неизбежно. Они изолированы от нынешней власти и не получили никакой роли в принятии решений. Единственным решением для суннитов и единственный способ для них управлять собой состоит в создании федерального округа.
Лидеры суннитской провинции Анбар, наконец, единогласно потребовал установить в Анбаре федеральный регион. Для них речь идет о достоинстве. Джасим аль-Хальбуси, глава Анбарского провинциального совета, говорит, "Лучше жить в небольшом регионе с достоинством, чем в огромной страны без какого-либо достоинства."
Провинция Анбар, некогда являвшаяся центром суннитских повстанцев, понесла огромные разрушения после падения режима и в настоящее время полностью игнорируется центральным правительством. Несмотря на обещания по восстановлению провинции, в реальности ничего не происходит.
В провинции, однако, есть некоторые вожди племен, а именно - шейх Маджид аль-Али Сулейман, лидер мощного племени аль-Дулаим, которые говорят, что любая попытка создать федеральный округ является иностранным заговором с целью разделить Ирак. Шейх аль-Сулейман угрожает провинциальному совету Анбара, назвав его членов "грабителями и бандитами." Он даже пообещал поднять оружие против любого такого проекта.
Кроме того, недавние комментарии спикера парламента Усамы аль-Нуджаифи, что иракским суннитам, возможно, придется рассмотреть создание собственного федерального округа, разозлили многих арабских лидеров и политические партии. К сожалению, некоторые курды также назвал заявление аль-Нуджаифи "незрелым", вместо того чтобы предоставить ему свою полную поддержку.
С момента падения режима Саддама Хусейна, разочарования и неудачи преследуют правительства Ирака. Власти продолжают терпеть неудачу, и большинство людей все еще находится в подавленном состоянии.
В результате, Курдистан должен полностью поддержать арабские голоса, призывающие к созданию федеральных округов на территории Ирака. Курдистан силен и влиятелен. Таким образом, он может также ослабить руку Багдада в управлении всей страной.
Курдистан должен направить посланников во все части Ирака - суннитские и шиитские - и призвать их продвигать свои требования федеральных округов. Курдистан должен поделиться своим опытом с остальными частями Ирака и показать им путь.
Некоторые недовольны идеей Ирака, состоящего из различных федеральных округов, но это то, чего требует реальность в стране. Страны, которые имеют сильное центральное правительство, имеют бесчисленные политические, экономические и социальные проблемы. С другой стороны, такие страны, как США, Швейцария и Объединенные Арабские Эмираты, с каждым днем добиваются новых успехов. Централизованное правление – только костюм для таких лидеров, как Саддам Хусейн, Муаммар Каддафи и Башар Асад.