В условиях столкновения между иранскими военными и Партией свободной жизни Курдистана (Пежак), "Rudaw.net" встретился с Назимом Даббагом, представителем правительства Курдистана в Тегеране, чтобы обсудить последние события в отношениях между Иракским Курдистаном и Ираном. Даббаг недавно вернулся в Эрбиль.
Вопрос: Согласны ли вы, что ваше возвращение в Курдистан на фоне конфликта на границе региона может вызвать вопросы?
Даббаг: Я встречался с премьер-министром Курдистана Бархамом Салихом и обсудил обстрелы приграничных районов, так что мы решаем вопрос по его указаниям. Я тоже здесь затем, чтобы обсудить соответствующие дипломатические и политические решения этой проблемы.
Вопрос: В чем состоит решение КРГ?
Даббаг: Все стороны должны соблюдать международные законы и уважать границы своих соседей. Но возникает вопрос: Насколько успешны мы можем быть в этом отношении? Может ли КРГ, при содействии центрального правительства (в Багдаде) претворять в жизнь законы, которые запрещают группам использовать территорию Ирака для нападений на соседние страны?
Вопрос: Что делать, если Пежак не примет такого решения?
Даббаг: Если они не согласны, то мы займем нашу позицию. Мы надеемся, что Пежак и РПК претворят в жизнь свои лозунги. Они считают, что их существование в интересах курдов. Пусть они определят интересы курдов. Одно ли и то же - интересы курдов и интересы Пежак? Если они работают для курдов, они не должны подрывать достижения (иракского) Курдистана. КРГ, несмотря на многолетнее давление, еще не поддалось настояниям тех, кто требует от него бороться с Пежак и РПК. (Примечание редактора "Рудав": Пежак является ответвлением РПК).
Вопрос: Как представитель КРГ в Иране, не доставили ли вы какие-либо сообщения из Тегерана здешним курдским чиновникам?
Даббаг: Я не передал чего-то нового, а скорее следовал тому, что было на предыдущих встречах и дискуссиях по этой пограничной проблеме. Некоторые люди могут отрицать, что боевики Пежак находятся вдоль наших границ, но, когда Иран принимает меры, он имеет доказательства того, что Пежак базируется там. Это не новая проблема, и как КРГ, мы подчеркивали, что решение должно быть политическим и дипломатическим. Если проблема не будет решена, то военные нападения не будет эффективными и будут повторяться каждый год.
Вопрос: Должно ли КРГ взять на себя инициативу?
Даббаг: Есть три заинтересованные стороны: Иран, Курдистан и Пежак, которая стала причиной или предлогом проблемы. Поэтому я не думаю, что только одна или две стороны могут решить вопрос, он требует, участия всех трех сторон. На официальных встречах, утверждается, что Исламская Республика пока что не намерена сосредотачиваться на боевых действиях. Реальность такова, что Иран боится опасности, которую представляет эта группа (Пежак), - которая по его утверждениям базируется в Курдистане – если она глубоко войдет в Иран.
Согласно доказательствам, представленным Исламской Республикой, эта угроза не вызывает сомнений. Нынешнее сопротивление сил Пежак в этих районах, показывает, что они базируются именно там. Исламская Республика утверждает, что в соответствии с международными законами, ни одна страна не может позволить другим силам использовать свою территорию против соседей. То есть никто не должен нападать на Иран из Ирака. Последним предложением Ирана является то, что Пежак осядет в Курдистане, как и другие иранские оппозиционные партии, Комала и Демократическая партия Иранского Курдистана. Для этого Пежак должна заниматься только политической деятельностью и не использовать свои горные базы для нападений на Иран.
Вопрос: Но Иран знает, что районы, где базируется Пежак, находятся в труднодоступной местности, и ни Иран, ни КРГ не могут их контролировать.
Даббаг: На самом деле, те, кто обвиняет нас в укрывательстве Пежак и РПК очень хорошо знают, что РПК начала создавать базы в тех областях, в эпоху Баас. И все знают, что Пежак является продуктом изменений в РПК после того как был арестован лидер (РПК) Абдулла Оджалан. Когда РПК отказалась от панкурдистанской стратегии, были созданы группы для Ирана и Ирака. Странно, что некоторые люди закрывают на это глаза ... ясно, что они (РПК) хотят быть частью игры, чтобы ослабить опыт курдов в Ираке и создать внутренние проблемы для них ... РПК и Пежак должны понять, что курды имеют здесь много врагов, и они не должны играть в игру, которая служит интересам врагов Курдистана.
КРГ нуждается в дружбе со всеми соседями, чтобы ситуация здесь не подрывалась. Как может быть подорван Курдистан? Благодаря гражданской войне и ущербу нашим отношениям с Ираном и Турцией. Наша независимость только административная, а не политическая. Наши финансовая, оборонная и внешнеполитическая стратегии определяются в Багдаде. Также за защиту наших границ ответственен Багдад, но он требует, чтобы этот предлог был устранен и Иран не мог использовать его для атак на Курдистан.
Вопрос: Билал Саид, представитель Исламской лиги Курдистана (Комал), заявил, что иранские обстрелы приграничных районовх происходит с согласия правящих партий Курдистана, ДПК и ПСК. Это правда?
Даббаг: С помощью этого заявления, Билал Саид злоупотребляет ситуацией для политических целей. Я могу вернуться в Тегеран, встретиться в его присутствии с должностными лицами Исламской Республики и четко объявить официальную позицию КРГ, ПСК и ДПК, которая заключается в следующем: во-первых, мы осуждаем обстрелы и любые военные действия любой из сторон. Мы утверждаем, что атаки не пойдут на пользу Исламской республике. Билал Саид является моим другом, и мы нередко осведомлены о действиях друг друга в Иране. Правда в том, что все политические силы, и средства массовой информации в Курдистане имеют какие-то связи с Ираном.
Вопрос: А как насчет движения Горран?
Даббаг: Я могу доказать, что все они имеют отношения с Ираном. Насколько мне известно, движение Горран пытается строить отношения через своего ответственного за внешние связи, Дана Ахмада Маджида. Месяц назад, Дана Ахмад Маджид посетил Сирию и Иран. И как вы знаете, мы не реагировали негативно, когда он посетил Иран.
Вопрос: Были ли случаи, когда иранские власти тайно встречались с лидерами движения Горран?
Даббаг: Да, на 100 процентов. Ни одно должностное лицо из Ирана не посетило Курдистан для этой цели. Но представители движения Горран тайно посещали Иран и встречались с ними.
Вопрос: Масуд Барзани, президент Курдистана, осудил нападения на приграничные районы. Какова была реакция иранских чиновников?
Даббаг: иранцы, особенно некоторые из их должностных лиц, сурово отнеслись к заявлению Барзани, но их представители не озвучили каких-либо возражений.
Вопрос: В последнее время некоторые документы из вашего офиса просочились в СМИ. Говорят, что, возможно, за публикацией этих документов стоит Иран.
Даббаг: Нет, Иран не стоит за их утечкой. Это было сделано кем-то, кто взломал почтовый ящик КРГ в Тегеране и опубликовал документы, которые служили его интересам, умело подделав некоторые из них. В Иране, нам не разрешено писать от имени КРГ. Документы должны быть на бланках ДПК и ПСК, или вообще без бланков. Таким образом, некоторые из этих документов являются ложными, и они даже подделали мою подпись. Мы не делаем все через электронную почту. В прошлом я был вынужден вернуться в Курдистан всего на 36 часов для решения конкретного вопроса, а затем вернулся в Тегеран.