Курдский политический деятель сказал, имея в виду курдскую политику: "В ней хорошо все. Усиление террора не выгодно, но кажется, что оно приведет к полезным событиям". Отметив, что курдская политика вошли в серьезный процесс изменений, он утверждал, что она страдает в муках избавления от монополизированного управления, в то время как прокурдская Партия мира и демократии (БПР) ведет борьбу не на жизнь, а на смерть.
Многие курдские интеллектуалы и независимые или про-БДП депутаты, также подчеркивают изменения и трансформацию. Между тем, руководители и депутаты БДП явно смущены. Они до сих пор не могут понять, почему насилие вышло на первый план в условиях, когда мир был все более близок. Они не могут понять разницу между дискурсом заключенного лидера РПК Абдуллы Оджалана и лидерами РПК в горах Кандиль. Они серьезно обеспокоены потерей социальной поддержки. Кроме того, они обеспокоены возможностью потери своей локальной и глобальной поддержки с точки зрения прав человека.
Это болезненные последствия их отказа дистанцироваться от террористических организаций. Курдский политик, который является экспертом в области демократизации, отметил, что если бы БДП заняла смелую позицию против терроризма, и выразила явное предпочтение урегулированию курдской проблемы политическим путем, она бы создала историческую возможность, как для себя, так и для решения. "Присутствие БДП в парламенте в течение предыдущего срока, и удвоение его мест на следующий срок были очень важными событиями. Его неспособности взять на себя активную роль в решении курдской проблемы еще могла бы быть до некоторой степени понята. Даже использование их угрожающего языка в настоящее время переносимо. Все эти факты поднимали надежды на решение. Атаки в Сильване и Чукурче были той соломинкой, которая сломала спину верблюда, и они смели все эти хорошие события.
Теперь, БДП стоит на перепутье: она либо укрепится и выживет, либо потеряет силу и будет уничтожена. Если они будут по-прежнему придерживаться той же позиции, это означает, что они предпочитают второй вариант, т.е. разрушение. Твердая позиция в борьбе с терроризмом и призыв к террористической организации подчиниться курдской гражданской воле сделает их сильнее, в конечном счете прокладывая путь для их становления как политической партии обращающейся ко всей стране", сказал он.
Относительно того, что БДП, вместе с другими курдскими партиями и организациями гражданского общества в Диярбакыре, призвала РПК заставить замолчать оружие, он добавил: "Когда они одни, они гордо используют угрожающий язык, но они не могут быть смелыми, когда требуют заглушить оружие. И это ослабляет воздействие вызова. Образ партии как сильно выраженной курдской гражданской воли, который сопровождает все пресс-релизы, издаваемые руководителями партии в Анкаре, не был бы таким же, если бы у БДП как у одной из 20 других организаций в Диярбакыре, не правда ли? Их призывы к отказу от насилия незначительны из-за этого важного отличия. Уже никто не обращает на них внимания. Если бы они хотели продемонстрировать твердую позицию от имени гражданской воли, то все национальные и международные информационные агентства и телевизионные сети давали бы им прямой эфир".
Наличие проходящих одна за другой встреч не способно помочь руководителям высшего звена БДП избавиться от противоречий, поскольку они не прислушиваются к требованию низов о прекращении насилия. Посещение острова Имрали, где находится заключенный Оджалан, может оказаться полезным для избавления себя от этой путаницы. Но оно не может дать им еще одну возможность стать партией, способной обращаться ко всей стране, а не только к курдам.
Причина путаницы в том, что военные операции и контртеррористические усилия, начатые недавно против террористической организации, очень сильно отличаются от тех, которые проводились в последние 27 лет. Новый период борьбы с терроризмом завязан на "эффективность" и характеризуется тем, что командование и принятия решений были перенесены из Турецких вооруженных сил (ТСК) к гражданской воле, которая действительно расстраивает курдов, сочувствующих БДП.
Несколько курдских матерей бросили тюльбенты (традиционный вышитый хлопчатобумажный платок), когда произошла атака в Чукурче, и это очень тревожно для БДП. Эти избиратели, если освободятся от угроз и давления террористической организации, могут положить начало новым курдских партиям, которые будут прославлять мир. Это зависит от степени, в которой террористическая организация потеряет власть во время операции.
НИКАКОГО ПОВТОРЕНИЯ ПРОШЛОГО
Записи разговоров, которые якобы принадлежат бывшему начальнику генерального штаба генералу Ишику Кошанеру, содержат существенные сообщения по курдскому вопросу и вопросу терроризма.
Даже если в записи это прямо не указано, турецкий и курдский народы могут извлечь из них важные сообщения. Эти сообщения имеют потенциал для изменений, если проблема будет воспринята, и радикально изменить или усилить существующие убеждения.
Сообщения курдскомународу:
- Неспособность решить курдский вопрос на протяжении многих лет связана с военными, а не политиками
- РПК продолжали сопротивляться в течение 30 лет не из-за своей силы, но из-за этих военных.
Сообщения турецкому народу:
- Наши военные подошли к грани полного краха.
- Учитывая этот недостаток, чудо, что число наших мучеников было столь же низко, как это было в реальности.
- Чистая и решающая структура безопасности с пониманием своих обязанностей займется решающими ударами по террористическим организациям. Вопрос террора может быть полностью снят с повестки дня страны.
Иски, возбужденные против лиц, совершивших переворот 12 сентября, который запретил использование родных языков, а также в отношении лиц, совершивших постмодернистский переворот 28 февраля, которые зверски жгли деревни или совершали тайные политически мотивированные убийства, изменили восприятие курдского народа. Как с горечью признается Кошанер, было доказано, что история не повторится.
Таким образом, надежды на решение в ближайшие дни гораздо сильнее.
ВИДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ 2014 и 2015 ГОДОВ
Многие политические партии страдают от дискуссий о своем будущем, несмотря на то, что они еще не оправились от последствий всеобщих выборов 12 сентября. Несмотря на летний мертвый сезон, ведутся мозговые штурмы о том, что произойдет через три года.
Что касается правящей партии, около 90 процентов кабинета не сможет баллотироваться в парламент на новый срок. Решит ли премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган баллотироваться в президенты? Если он захочет это сделать, кто будет его кандидатом на пост председателя партии? Этот и подобные вопросы в настоящее время рассматриваются, и были сделаны оценки.
Оценки оппозиционных партий в значительной степени характеризуют эти проблемы.
То, что произойдет в последнем квартале 2011 года и в 2012 году, способно сделать эти проблемы очень важными для 2013 и 2015 годов.
Политики от основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) и Партии националистического движения (ПНД) подчеркивают, что если вопрос террора решится в 2012 году, то наследие премьер-министра будет запечатлено в истории этим памятным успехом.
Этот успех будет способствовать развитию экономики.
Если в 2013 г. Будет доминировать мир, то оппозиционные партии могут лишиться голосов даже в тех местах, где они исторически сильны. Оппозиция может столкнуться с сильной неопределенностью перед всеобщими выборами, намеченными на 2015 год.
Если они пострадают до выборов от управленческих кризисов, то победитель выборов 2015 года будет играть ведущую роль.
Интересно, что возражения оппозиции по-прежнему очень слабы, несмотря на такие оценки и катастрофический сценарий. Они хотят увидеть, чем закончится новый процесс борьбы с терроризмом.
Если он принесет мирное решение, это сделает в высшей степени счастливой и оппозицию. Но, похоже, их радость будет горькой в отношении будущего развития.