Курдская инициатива в Турции усилила надежды на мирный путь к решению курдского вопроса. Государство и правящая партия признали курдскую реальность и пообещали больше демократии.
Действительно, правительством были предприняты существенные шаги. Как сообщил глава научного комитета международных стратегических исследований Ихсан Бал, число государственных инициатив, которые улучшили свободы и благополучие курдов, достигло в последнее десятилетие 42. Тем не менее, сегодня мы говорим о военной кампании против лагерей Рабочей партии Курдистана (РПК) на севере Ирака. Означает ли это конец курдских инициатив? Возвращается ли Турция к пресловутым 1990-м годам в том, как она имеет дело с курдским вопросом?
Правительство объявило о курдской инициативе более двух лет назад. Оно предлагало в первую очередь демократические права курдского народа, а также открыло путь для того, чтобы РПК сложило оружие во имя мира. Переговоры с задержанным лидером РПК Абдуллой Оджаланом, также имели место. Тем не менее, РПК не рассматривало курдскую инициативу как позитивный процесс. В самом деле, они увидели в инициативе собственную ликвидацию. В конце концов РПК думала, что использование терроризма и насилия будет работать на то, чтобы правительство приняло дальнейшие переговоры. Таким образом, она усиливала свои атаки и акты насилия для того, чтобы больше получить от переговоров.
Кроме того, РПК пыталась использовать процесс как источник пропаганды. Это была попытка изобразить победоносную РПК и слабое государство. Они объявили о прекращении огня, чтобы стратегически расширить свое влияние в районах, населенных курдами. Поскольку не было никаких действий против террористической организации, Союз курдских сообществ (КСК), головная организация РПК, мог выступать в качестве альтернативной власти в регионе, особенно в таких географически изолированных районах, как Хаккари. В этих областях, он угрозами заставлял людей бойкотировать референдум (по поправкам в конституцию – ред.), занимался рэкетом и наказывал тех, кто смел ослушаться, похищая их и доставляя в близлежащие горы. Он пытался установить свои правила в этом регионе.
Курдская демократическая инициатива принесли права курдскому народу, но РПК не поддержала ее. Хуже того, РПК смогла легко маневрировать демократической в мирной атмосфере, и злоупотребляла ею, чтобы расширить свои позиции. Во время этого процесса, РПК, продолжала отвергать все альтернативные идеи и угрожать курдским интеллектуалам. Кемаль Буркай, Орхан Мироглу, Мухсин Кизилкайя были в их числе. Курдская инициатива принесла свободу слова этим интеллектуалам, которые до сих пор остаются под угрозой со стороны РПК. Демократические права курдского народа улучшилась, но способность использовать их уменьшилась угрозами КСК. Новой ситуации не хватает ключевого ингредиента: безопасности.
ПОСЛЕ СИЛЬВАНА
Турецкий народ отреагировал на нападения на солдат-призывников, и, соответственно, на курдскую инициативу. Атака в Сильване, которая стоила 13 жизней, стал переломным моментом. Правительство осознало, что оно должно сначала обеспечить демократические права для своих граждан. Более того, оно не может поддерживать инициативу в то время как РПК атакует и терроризирует страну. Для того, чтобы сохранить свою инициативу, правительство решило жестко действовать против актеров, которые прибегают к насилию. Оно заявило, что не будет продолжать говорить с актерами, которые используют насилие. Одним словом, новый подход не означает конца курдской инициативы, но исключение из процесса насильственных актеров. Курдская инициатива будет продолжаться во время и после процесса написания новой конституции, но в то же время, правительство будет решительно пресекать насилие в ходе борьбы с терроризмом.
Для того, чтобы быть более эффективным, правительство также изменило свою стратегию в отношении борьбы с терроризмом. Борьбу с терроризмом запланировано возложить вместо армии на полицию и жандармерию, ответственные за закон и порядок. Это изменение означает, что правительство будет рассматривать акты терроризма как вопрос общественного порядка. Эти подразделения также будут находиться под гражданским командованием и контролем. Это очень важно, так как это поможет предотвратить насильственные эксцессы, такие как пытки, незаконное содержание под стражей и убийства.
Совет национальной безопасности (СНБ) заявил, что борьба против терроризма будет продолжаться "безо вcяких уступок, в рамках демократии и верховенства закона." Кроме того, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что они "не позволят, чтобы чье-либо сердце было разбито горем." Эти декларации указывают на переход от мышления 1990-х годов, когда верховенство закона и завоевание сердец и умов имели второстепенное значение. Сегодня задача заключается в обеспечении безопасности общества и особенно курдского народа в Юго-Восточной Турции. В то же время, в 1990-е годы единственной заботой было устранение РПК, а курды были потенциальными подозреваемыми. Это огромный сдвиг парадигмы в перспективе государства по отношению к курдскому вопросу. Так что идея о возвращении в 1990-е годы становится неуместной.
Короче говоря, правительство планирует поддержать курдскую инициативу, одновременно устраняя ее недостатки. Борьба с терроризмом не придет на место курдской инициативы, скорее она будет вестись параллельно с инициативой. Она будет выполняться для обеспечения безопасности курдов, и так как ее планируется проводить под строгим контролем гражданских властей, она не повторит ошибки 90-х.