Ухудшение отношений между Израилем и Турцией, кульминацией которого явилась эпопея "Флотилия Газы" в июне 2010 года, является частью переориентации в турецкой внешней политики за последние несколько лет: отойти от Запада в сторону мусульманских государств и негосударственных групп, включая радикальные субъекты, такие как Иран, ХАМАС и Хезболла. Это отход от западных образцов в турецкой внешней политике. Ниже дается оценка влияния изменений в турецкой внешней политике на Больший Ближний Восток и мировую политику.
Напряженность между Анкарой и Иерусалимом обострилась после того, как Турция подвергла резкой критике Израиль с момента его вторжения в сектор Газа в декабре 2008 года (операция Литой свинец). Операция была направлена на прекращение непрерывных ракетных атак ХАМАС против мирного населения Израиля.
Последующая вспышка между премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом Израиля Шимоном Пересом на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2009 года свидетельствует о дальнейшем охлаждении между двумя державами.
Затем внезапно в октябре 2009 года было отменено участие Израиля в многонациональных воздушных учениях в Турции. За этим последовала резкая критика турецкими политическими лидерами израильской политики. Последовавший затем антиизраильский сериал на контролируемом государством турецком телеканале, изображающий солдат Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в качестве хладнокровных убийц и насильников, лишь усугубили напряженность. С осени 2009 года, вряд ли проходила и неделя без осуждения израильского зла.
Наконец, после израильских военных действия по предотвращению прорыва "флотилией помощи Газе" блокады управляемой ХАМАС полосы в июне 2010 года, которые привели у гибели девяти турецких исламистов на борту одного из кораблей, правительство Эрдогана получает еще одну возможность осудить Израиль и выступить ратоборцем за ХАМАС. Эти действия представляют собой серьезное ухудшение некогда ярких стратегических отношений между Израилем и Турцией.
Мой вывод тот, что внешняя политика Турции при правлении партии АКП изменилась. Для Израиля было бы очень трудно продолжить отношения "бизнес как всегда" в свете нынешнего поведения Турции под руководством АКП. Маловероятно, что Иерусалим примет Анкару в качестве посредника в спорах с Сирией и палестинцами. По всей вероятности, больше не будет возможности сотрудничества и в стратегической продаже оружия, в то время как дипломатические и экономические отношения будут затронуты лишь незначительно.
Турция понимает, что при ее региональных устремлениях дипломатические отношения с Израилем требуют определенного уровня, как с важным региональным игроком. Иерусалим до сих пор удивляется, почему Анкара предпочитает диктаторов в Тегеране, Хартуме и секторе Газа демократическому еврейскому государству. Израиль не заинтересован в дальнейшем ухудшении, и до сих пор не желает публично заявить, что навряд ли Турция при правительстве АКП принадлежит к западному лагерю.
Переориентация внешней политики Турции должна вызывать большое беспокойство на Западе. Западные столицы не спешат при оценке изменений во внутренней и внешней политике Турции.
Вашингтон все еще играет с идеей, что Анкара представляет "умеренный ислам". 'Тем не менее, предпочтения и политика Турции какие угодно, только не умеренные. Поиск хороших отношений с Ираном и Суданом, а также с ХАМАС и Хизбаллой, ставит Турцию в радикальный исламистский лагерь.
Турция является важной страной, переориентация внешней политики которой меняет баланс сил на Ближнем Востоке в пользу радикальных исламистских сил. Это негативно сказывается на прозападной ориентации центральноазиатских республик. Это значительно ослабляет западный альянс и НАТО. Турция могла бы также возродить историческую мусульманскую угрозу Европе с Востока.
Дрейф Турции к исламизму под руководством премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана был бы большой стратегической потерей для Израиля и на Запада, и трагедией для турок, и в то же время "золотым временем" для прозападных союзников курдов в получении реальной свободы.
Ниа Амин – советник по прaвозащитнoй деятельности в ЕС и колумнист ekurd.net