Анализируя последние события, произошедшие на Ближнем Востоке, следует отметить, что коренным образом изменился баланс сил в данном регионе. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что во главе стран, где произошли революции, пришли сторонники радикальных организаций.
"Арабская весна" 2011 года продемонстрировала, что вектор внешней политики Соединённых Штатов претерпел существенные изменения. США перешли от конфронтации к союзу с радикальными исламскими силами. Этот шаг Соединённых Штатов был вполне предсказуем, учитывая тенденцию исламизации Ближнего Востока. Вероятно, что основным идеологом данных изменений является Збигнев Бжезинский. В своей книге "Ещё один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы", изданной в 2007 году он намекал на то, что США, в случае если эта страна реально желает стать лидером политического обновления современного мира, необходимо возглавить своего рода борьбу за ислам. Именно в сцепке американизма и исламизма, той сцепке, которая в союзе с Китаем некогда похоронила СССР, и коренится залог успеха Америки, ее «второго шанса" стать глобальным лидером "прогрессивного человечества". Бжезинский отмечает: "В сегодняшнем значительно усложненном глобальном контексте многое зависит от того, удастся ли Америке восстановить некоторую степень доверия в ее отношениях с исламским миром». В арабских революциях, инициаторами которых, вероятно, были Штаты, активное участие принимали сторонники и участники многих террористических организаций, таких как "Аль-Каида" и "Братья мусульмане".
Безусловно, США ведут очень тонкую и хитрую дипломатическую игру на Ближнем Востоке. В этом отношении ни одна страна мира не может сравниться с ними.
Помимо этого у Соединённых Штатов существует другая жизненно важная цель в регионе – контроль над энергетическими ресурсами в условиях скорого краха США и её союзников, вызванная следующими причинами: во-первых, рождаемость в западных странах снижается, в то время как в азиатских странах она увеличивается; во-вторых, "облик" западных стран становится всё больше азиатским; в-третьих, уже сейчас только в одной Индии средний класс, на котором зиждется "цивилизованное" государство, составляет 300 млн. человек, что больше численности населения США и всех европейских стран вместе взятых; в-четвёртых, международный финансовый кризис продемонстрировал всю слабость американской экономики и мощь экономик развивающихся стран, таких как Китай и Индия; в-пятых, практически вся мировая продукция производится в развивающихся странах (главным образом, Китай и Индия), в то время как западное общество лишь потребляет данную продукцию. Всё это и многое другое, в конечном счете, предопределит крах Америки и западного мира. "Экономический двигатель" человечества переместится в Юго-Восточную Азию и Индию.
В этих условиях, дабы в будущем обезопасить себя и своих союзников крайне необходимо контролировать энергетические ресурсы. Вторжение в Ирак, свержение М. Каддафи – всё это являются одним звеном в реализации именно данной цели. На сегодняшний день именно западные компании контролируют огромную часть энергетических ресурсов Ирака и я глубоко убеждён, что такая же ситуация будет и в Ливии. Контролируя энергетические ресурсы, западные страны не только обезопасят себя в будущем, но и поставят в зависимость Китай, который так остро нуждается в углеводородах.
В этих условиях было бы целесообразно рассмотреть, какое же место в данных процессах займёт Ирак, рассмотреть будущее Курдистана и в этой связи оценить перспективу развития религиозных меньшинств.
На сегодняшний день Ирак находится на грани распада. В связи с этим актуальны слова отца-основателя независимого иракского государства короля Фейсала I (1921-1933): "По-прежнему не существует иракского народа. Есть только трудно вообразимые массы человеческих существ, лишённых какой-либо патриотической идеи, вдохновлённых религиозными традициями и вздором, не связанных какими-либо общими связями, склонных к пороку и анархии, постоянно готовых восстать против вообще любого правительства".
В условиях существования многочисленных "вождей", которые обладают собственным "ополчением", иракскому руководству крайне необходимо обеспечить безопасность граждан и постараться договориться с этими лидерами. Помимо этого, стране необходима мощная государственная идеология, которая была бы свободна от религии. Необходима такая идеология, которая объединила бы всех, независимо от их религиозной и этнической принадлежности. Нужно бороться с коррупцией, предоставить равные права абсолютно всем и постараться построить справедливое, демократическое и светское государство. Лишь в этом случае можно сохранить Ирак. Однако, на самом деле, это вряд ли произойдёт. Анализируя ситуацию, которая происходит в Ираке необходимо отметить, что страна, скорее всего, доживает свои последние дни. В Ираке нет лидера, который смог бы сохранить государство путем демократических реформ, а не силой. Другим признаком скорого распада Ирака является то, что в Багдаде девять месяцев не могли сформировать правительство с учетом "интересов всех общин страны".
Удивительно, но большинство стран в решении тех или иных проблем обращаются напрямую не к Багдаду, а к Эрбилю. Это свидетельствует о многом, но в большей степени о деградации ситуации внутри Ирака. Необходимо подчеркнуть, что многие страны (Турция в том числе), вопреки протокольным нормам, принимают президента Региона Курдистан Масуда Барзани как главу государства. Это говорит о том, что фактически Курдистан является самостоятельным игроком.
Безусловно, следует отметить успехи, которых добился Курдистан, а именно: обретение реальной автономии (де-факто независимости); создание профессиональной армии "Пешмарга"; экономический рост; удалось привлечь инвестиции (по некоторым данным около 4 тыс. иракских и иностранных компаний действуют в Курдистане); огромные деньги инвестируются в инфраструктуру; рост уровня образования и многое другое.
Безусловно, что это, прежде всего, заслуга Демократической Партии Курдистана (ДПК) во главе с Масудом Барзани и Патриотического Союза Курдистана (ПСК) во главе с Джалалем Талабани. На протяжении многих лет рейтинг данных партий на высоком уровне среди курдов. Именно они боролись с режимом Садама Хусейна и приобретение автономии их заслуга.
Вместе с тем следует опровергнуть мнение многих учёных о том, что Курдистан идёт по демократическому пути. Безусловно, что это не так. Режим, сложившийся на данном этапе в Курдистане можно охарактеризовать как авторитарный. С 1991 года у руля власти находятся две партии: ДПК И ПСК, а если говорить откровенно, то племена Барзан и Талабан. В Курдистане, к сожалению, сложилась порочная система управления, которая характеризуется высоким уровнем коррупции. Фактически из-за родственных отношений коррупционеров покрывают сверху и это, безусловно, вредит популярности ДПК и ПСК. Помимо прочего, доходы от продажи нефти, скорее всего, делит между собой элита.
В данной системе ведущее место занимают представители племён Барзан и Талабан. Именно они занимают многие государственные посты, и именно они являются крупными бизнесменами в Курдистане. В этой системе не могут появиться "новые лица" и способные менеджеры, в этой системе руководители могут лишь меняться креслами (Н. Барзани с Б.Салехом и наоборот; М. Барзани с Дж.Талабани и т.д.).
Особо следует подчеркнуть, что рост уровня образования привёл к тому, что появилась образованная молодёжь, которая недовольна своим положением в современном Курдистане. Это поколение, которое родилось в 1985 г. и позже. Поколение, которое знает о "химических атаках" против курдов и о Садаме Хусейне только из книг и телевидения. Это поколение, которое выросло в новом Курдистане. Несомненно, это мина замедленного действия. Если эти силы придут в движение, то правящей элите мало не покажется и их уже вряд ли спасет то обстоятельство, что они сыграли важную роль в приобретении автономии. Удивительно, но после столкновений в Сулеймании в 2011 г. власти приняли закон, по которому выпускники ВУЗов получают "пенсии".
Вместе с этим, вероятно, рейтинг ПСК и ДПК с каждым годом будет снижаться. Это ещё обусловлено тем, что до сих пор не исполнена 140 статья Конституции Ирака.
Всё это и предопределяет радикализацию курдского общества и существует вероятность исламизации курдского движения. Неслучайно, что многие исламистские организации внимательно смотрят в сторону Курдистана. Рассмотрим некоторые из них.
Одним из радикальных исламистских организаций является Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами – партия панисламистского толка, которая отстаивает идею возрождения исламского халифата.
Сторонники данной партии считают, что проблема разделенных этносов в регионе Ближнего и Среднего Востока создана искусственно в результате деятельности держав – победительниц в Первой мировой войне. Разрушив Османскую империю (Халифат), страны Запада создали целый ряд независимых "искусственных" государств, границы которых разделили некогда единый народ Османской империи, став основой для формирования идеологических моделей государственного национализма. Курды оказались разделёнными между четырьмя государствами, и каждое государство пыталось отстоять своё существование. В этих условиях сторонники Хизбут-Тахрир и панисламистской идеологии в целом видят единственный возможный вариант решения проблемы в восстановлении халифата, который "отменит" все "искусственные" границы, разделяющие этническое пространство курдов и других народов и нивелирует влияние этнической идентичности на отношение между народами, которые будут объединены исключительно на основе ислама.
Дабы привлечь курдов на свою сторону, сторонники этой партии в своих периодических изданиях приводят примеры приверженности известных курдских лидеров исламу, под знаменами которого якобы развивалась значительная часть курдских движений. Например, в качестве одного из основных сторонников сохранения халифата выделяется курдский шейх Саид Бейрани, возглавивший в 1924–1925 гг. восстание курдских племен, целью которого было достижение независимости Курдистана. Авторы этих материалов опровергают национально-освободительный характер движений и опираясь на архивы пытаются доказать, что якобы эти движения имели панисламскую направленность.
Безусловно, это может привести к радикализации курдского движения и его эволюции в сторону движения исламистского. Такая перспектива выглядит вполне реальной хотя бы потому, что все остальные формы курдских "светских" движений показали свою низкую эффективность.
Религиозное мировоззрение курдов, усиленное пропагандой Хизб-ут-Тахрир вполне может стимулировать халифатистские настроения в курдской среде. Подобные воззрения, связанные со стремлением к изменению ситуации в регионе Ближнего и Среднего Востока, можно считать экстремистскими, хотя бы в силу того, что подобное изменение невозможно без применения широкомасштабных насильственных мер, связанных, в частности, со сменой правящих режимов, уничтожением их лидеров и сторонников и т. д.
В этой связи я невольно вспоминаю "арабскую весну", а также участников и сторонников многих террористических организаций, которые принимали в этих революциях активное участие.
Справедливости ради нужно отметить, что и в Курдистане оппозиционеры пытались провести революцию. В какой-то степени они прозондировали почву. Если это произойдёт во второй раз, то, скорее всего, произойдёт смена режима.
К курдскому вопросу проявляют интерес и другие исламистские организации, такие, как "Джунд аль-Ислам" ("Воины Ислама"), которая еще не так давно достаточно активно действовала в Иракском Курдистане, планируя создать на его территории "исламскую республику". Данная организация активизировала свою деятельность в Курдистане ориентировочно в период 2001–2002 гг., когда в Иракский Курдистан стали проникать арабские наемники, бежавшие из Афганистана, во главе которых стоял, по некоторым данным, личный представитель Усамы бин Ладена Абу Абдулла аш-Шафии.
В задачи организации входило постоянное ведение джихада против «неверных» и построение исламского общества на курдских территориях. В прокламациях "Джунд аль-Ислам" указывалось, что члены этой организации "…много лет заняты подготовкой джихада в Курдистане для его нравственного и духовного очищения". Авторы прокламации пишут о своей деятельности: "Мы осуществляем эту задачу, открывая лагеря исламского обучения и готовя оружие для этой святой цели. После того, как люди поймут, что область (т.е. Курдистана - автор) нуждается в защите и сохранении ислама, они должны подняться на святую борьбу против богоненавистных атеистических политических, социальных и культурных учреждений. С их помощью стремятся покорить и эксплуатировать мусульман Курдистана; таким образом, грязные евреи и христиане стремятся уничтожить ислам в Курдистане".
Являясь сторонниками салафизма, члены названной организации "терроризировали не только тех, кого подозревали в недостойной "светскости", но и тех, кто придерживался неодобряемых ими обычаев в исламе. Они осквернили чрезвычайно чтимую у местных мусульман могилу шейха Османа Биира, усмотрев в ее почитании акт язычества; они также пытались запретить суфийский орден "какайи", чтобы заставить его членов отказаться от своих традиций".
В связи с игнорированием местных исламских традиций данная организация не добилась своих целей и была разгромлена вооруженными отрядами ПСК.
Подтверждением того, что исламский радикализм вполне может стать основой для курдского проекта, является факт существования Исламской партии Курдистана, которая хоть и не является, по мнению некоторых специалистов, экстремистской и террористической организацией, несет в своих доктринальных установках ряд элементов, которые могут эволюционировать в сторону экстремизма. Причём нужно отметить, что за последние годы рейтинг ИПК существенно вырос.
Следует подчеркнуть, что неслучайно многие исламистские организации манипулируют курдским обществом с целью создания "исламской республики". Справедливости ради нужно отметить, что будущее Ближнего Востока будет именно за курдами. Это связано со многими причинами. Во-первых, регион проживания курдов богат энергетическими, водными и другими ресурсами. Во-вторых, темпы естественного прироста курдов очень высоки, в то время как во многих региональных государствах они снижаются. Например, ещё лет 30 тому назад город Урмия (Иран) был заселен наполовину курдами и наполовину азербайджанцами, а на сегодняшний день он практически полностью заселен курдами. В Турции уже всерьёз обеспокоены данной проблемой и неслучайно, что за последние годы на самом высоком уровне проводятся совещания, посвященные данной теме. В-третьих, наличие де-факто независимого Иракского Курдистана подтверждает, что курды способны управлять государством. Наконец, наличие многочисленной курдской диаспоры во многих западных странах, определяющих мировую политику. Безусловно, что в какой-то степени они будут воздействовать на свои государства в принятии тех или иных решений.
Уже сейчас только в Германии проживает около 1 млн. курдов.
Вместе с тем нельзя не отметить и отрицательные моменты. Самым главным отрицательным моментом является то, что попадая в мусульманский мир вне этнографического Курдистана, курды теряют свою самобытность. В результате этого, по некоторым данным, около 3 млн. курдов в Турции стоят на грани ассимиляции.
Анализируя историю курдского народа, следует отметить, что курды, придя к власти в той или иной стране, проводили политику дискриминации по отношению к собственному народу. Достаточно отметить Азербайджан, где президент и, по некоторым данным, около 31% представителей власти являются курдами, но вместе с тем в этой стране наблюдается так называемый "белый геноцид" курдов.
Какое же место в этих процессах займут религиозные меньшинства Курдистана? Если к власти придут исламисты, то это будет означать, что в течение нескольких лет христиане и езиды будут либо истреблены, либо депортированы, либо жёстко ассимилированы. Также не совсем понятна судьба тех, которые исповедуют различные течения ислама. Вероятно, что некоторые из них разделят участь езидов и христиан.
В этой связи следует отметить Египет, где после свержения режима Мубарака к власти пришли происламски настроенные люди. После этого начались массовые столкновения мусульман с коптами (христианами). Безусловно, что в Курдистане столкновения будут куда более кровавыми, чем для коптов в Египте, учитывая религиозное многообразие Курдистана. Многие исламисты вообще считают, что езиды "поклоняются Шайтану" и "не имеют право на существование".
Конечно же, никакому Шайтану езиды не поклоняются, так как они отрицают персонификацию зла и считают, что в мире все создано Богом из противоположностей. Почему же появились эти слухи? Каждая религия – это, прежде всего, философия и образ жизни. Дело в том, что в Средние века езидская философия была более привлекательна для народных масс, чем другие религии. Именно поэтому после того, как Шихади явил себя народу, практически все соседние племена, курды, арабы и ассирийцы встали на Его путь. Безусловно, что слухи о Шихади распространялись по Ближнему Востоку, и была вероятность того, что огромная часть людей присоединится к Нему, отказавшись от ислама. Именно поэтому, чтобы дискредитировать последователей Шихади в глазах обычных людей, пустили слухи о том, что они якобы поклоняются злому духу.
В Курдистане слаба националистическая идея, которая бы противопоставляла курдистанцев всем остальным по принципу "свой-чужой". Например, для некоторых курдов-мусульман ассирийцы и курды-езиды являются чужими, в то время как другие мусульманские народы являются своими.
Отношения между национальными и религиозными меньшинствами внутри государства или внутри области строятся снизу, а сверху должны создаваться все условия для этого. Несмотря на то, что сверху в той или иной степени пытаются создать условия, некоторые курды-мусульмане негативно относятся к езидам и христианам. В этом отношении необходима некая революция в сознании большинства курдов. Следует отметить, что на данном этапе курдский народ нуждается в жёстком руководителе, который сможет отодвинуть религию на второе или даже на третье место и поставить на первое место этничность и идею создания курдского государства, которое впоследствии трансформируется в государство всех курдистанцев.
Безусловно, режим, который сложился на данном этапе в Курдистане, несмотря на изъяны можно, в какой-то степени, назвать благоприятным для религиозных и национальных меньшинств. Конечно же, на современной политической арене Курдистана нет силы, которая бы проводила более активную политику по отношению к меньшинствам, но зато есть силы, которые придя к власти, могут использовать политику жёсткой ассимиляции с использованием армии.
Курдистан и курдский народ стоит перед историческим выбором, который определит всю дальнейшую судьбу курдов. С одной стороны, это путь построения демократического "государства" с гражданским обществом, с равными правами для всех курдистанцев, а с другой стороны – путь, по которому идут многие региональные державы; путь угнетения своих религиозных и национальных меньшинств. Первый путь превратит Курдистан в процветающую, мощную региональную и мировую державу. Второй же путь превратит Курдистан в "чёрную дыру" на Ближнем Востоке с многочисленными этническими и религиозными конфликтами. Безусловно, что многие на Ближнем Востоке не заинтересованы в первом сценарии развития Курдистана, поэтому они мастерски используют религиозные чувства большинства курдов и пытаются навязать им второй путь, пытаются создать второй Афганистан на Ближнем Востоке. Однако последнее слово будет за курдами.