Точка зрения на российско-турецкие отношения как на стратегическое партнёрство с большой перспективой, несмотря на наличие своей оппозиции с обоих сторон, к настоящему времени не только получила право на жизнь, но и стала достаточно распространённой. Уместно попробовать разобраться в их природе.
Прежде всего, следует отметить, что российско-турецкие отношения развиваются на экономическом фундаменте. Так, в последние годы взаимная торговля демонстрирует устойчиво динамичный рост, достигнув в кризисном 2008 году объёма в 38 млрд долл. Сторонами озвучена амбициозная задача в течение ближайших пяти лет нарастить товарооборот до отметки в 100 млрд долл.
В российском экспорте в Турцию доминируют энергоносители (нефть и нефтепродукты, природный газ, каменный уголь), металлы и изделия из них. Их доля в общем объёме по данным 2010 года составила 73,8% и 7,4% соответственно. Следует сказать больше, доля сырья и «промежуточных» материалов в российском экспорте – 97,7%, или в денежном выражении 21,13 млрд долл. из суммарного объёма в 21,6 млрд долл. [[i]].
С другой стороны, турецкий экспорт в Россию, значительно уступая российскому в объёме (4,6 млрд долл. в 2010 г.), куда более диверсифицирован, чем российские поставки. Так, доля сырья и промежуточных материалов – около 44,9%, а потребительских товаров, т.е. конечного продукта – 44,7% [[ii]].
Между двумя странами растут взаимные прямые инвестиции, объём которых по состоянию на середину 2010 года оценивался в размере порядка 10 млрд долл. [[iii]].
В настоящее время сооружение первой турецкой атомной электростанции, присуждённое консорциуму российских компаний, можно смело назвать флагманом российско-турецкого инвестиционного процесса, как с точки зрения стоимости, которая, по предварительной оценке подрядчика, составит порядка 20 млрд долл., так и сложности проекта. Он, после получения соответствующей лицензии от Совета по регулированию энергетического рынка Турции, ожидаемого в 2012 году, будет реализован по достаточно уникальной для АЭС схеме «ВОО» (аббревиатура расшифровывается как «Built – Operate – Own», или в переводе с английского языке - «Строй – Эксплуатируй – Владей»)., подразумевающей проектирование, производство и поставку оборудования на условиях «под-ключ», его монтаж, пуск в эксплуатацию, а также демонтаж, после истечения срока эксплуатации объекта. Эксплуатация станции – также за российской стороной, которая будет продавать вырабатываемую электроэнергию на турецком энергетическом рынке.
Весьма распространёнными в настоящее время являются рассуждения различных, как турецких, так и российских, аналитиков на тему того, какая из сторон останется в большем выигрыше от данного проекта. Не сравнивая выгод сторон, можно перечислить их следующим образом.
Российские выгоды, помимо выручки от продажи электроэнергии, правда, растянутой на годы и обеспеченной лишь наполовину гарантиями Казначейства Турции (остальной объём будет продаваться на свободном рынке электрической энергии страны), включают: реализацию сложного проекта, который расширит компетенцию российских компаний с созданием референции, которая имеет в энергетическом бизнесе немаловажное значение, плюс внешнеполитические дивиденды от «цементирования» отношений с Турцией. Можно также отметить, что проект вписывается в энергетическую политику России, которая на современном этапе фокусируется не только на продаже природного газа, нефти и нефтепродуктов, но и на передаче зарубежным странам мирных ядерных технологий. Разумеется, атомная электростанция в Турции войдёт в число наиболее ценных международных активов РФ.
Турция, в свою очередь, разблокирует десятилетиями тянущийся вопрос сооружения АЭС в стране и в перспективе получает дополнительно 4,8 ГВт для своей энергосистемы, что составляет приблизительно 10% от текущей суммарной установленной мощности Турции (по данным 2009 года – 44,8 ГВт [[iv]]). Страна добивается приемлемых для себя условий по финансированию проекта (не вкладывая в него средств) и цене продаваемой электроэнергии, а также по гарантиям на покупку электроэнергии. Турция, определяя в качестве схемы реализации проекта «ВОО», выигрывает, перекладывая на плечи подрядчика вопросы разработки детального технико-экономического обоснования и технического проекта, а также «склейки» разноплановых компетенций компаний – участников проекта. Кроме того, не стоит забывать про участие в проекте турецких строительных компаний и, соответственно, про экономической эффект и создание дополнительных рабочих мест, что весьма актуально для страны, где вопрос безработицы стоит достаточно остро. Помимо этого, Турция получает статус страны – обладателя мирных ядерных технологий и через несколько лет пополнит ряды своих учёных специалистами-ядерщиками, получившими образование в России. Несмотря на последствия аварии на АЭС «Фукусима» в Японии, которая достаточно негативно сказалась на международном имидже атомной энергетики и побудила турецких «общественников» активизировать свои усилия против сооружения АЭС, совершенно очевидно, что закрыть потребности страны имеющимися энергоресурсами, в том числе «природосберегающими» возобновляемыми – весьма проблематично, следовательно, для дальнейшего продекларированного Турцией экономического роста ядерная энергетика стране остро необходима. Достижение договоренностей по АЭС «Аккую», в качестве «положительного примера», стимулирует развитие событий по сооружению второй АЭС - в районе г. Синоп, переговоры по которой с потенциальными инвесторами Турция активно ведёт.
Расширяя постановку озвученного выше вопроса о выгодах сторон, уместно перечислить как видятся торгово-экономические отношения на современном этапе для России и Турции.
Турция для России – крупный рынок сбыта российских энергоносителей: нефти и нефтепродуктов, природного газа, каменного угля. Можно отметить, что Турция – второй по размеру зарубежный потребитель «Газпрома». Российский бизнес в Турции представлен мало, за исключением крупных энергетических компаний, прежде всего, «сырьевого» и инвестиционного профилей.
Доля несырьевого российского экспорта экспорта в Турцию достаточно мала и, как было показано выше, составляет порядка 2,3% по данным 2010 года. Так что, наряду с тем, чем Турция для РФ является, уместно подчеркнуть, чем Турция не является. Она, на текущем этапе, не есть рынок сбыта для российской «конечной» продукции. В этом, в принципе, ничего удивительного нет, принимая во внимание в целом непростую ситуацию с несырьевым и неоружейным российским экспортом за рубеж. Это впрочем не отменяет того факта, что Турция – крупный источник валютной выручки для России от продажи энергоресурсов и сырья.
Немаловажно, что экономические успехи Турции привлекли к себе внимание российской стороны и страна постепенно начинает рассматриваться в качестве источника опыта, в частности, в плане создания организованных промышленных зон и промышленных кластеров. Объём взаимных контактов и сотрудничества по этим вопросам как на федеральном, так и на региональном уровне постоянно растёт.
Применительно к Турции, первое и самое главное. Россия – «рынок №1» для Турции. Можно взять на себя смелость утверждать, что ни одна из стран мира не может представлять для Турции большего экономического интереса, чем Россия, о чём наглядно свидетельствует уникальный статус РФ в турецкой экспортной стратегии, где Россия – единственная страна, определенная в качестве целевого рынка сбыта для всех групп турецких товаров. Россия – ёмкий рынок страны с переходной экономикой, где Турция не должна быть Китаем или Индией, иными словами самой дешёвой, чтобы быть успешной. Более того, можно констатировать тот факт, что Турция к настоящему времени достаточно хорошо "раскручена" в России, где у неё сложилась репутация надёжного партнёра, с оптимальным сочетанием цены и качества. Немаловажно, что требование предоставления проектного финансирования в России, в отличие от той же Турции, где мало кто строит за собственные средства, встречается далеко не всегда, что также облегчает задачу турецким поставщикам и подрядчикам.
Россия - надёжный поставщик энергоносителей, которые необходимы Турции для обеспечения потребностей растущей экономики и увеличивающегося населения страны. Турция много ждёт от российской стороны в плане её участия в турецких перспективных энергетических проектах. В первую очередь, конечно, речь идёт о проекте нефтепровода «Самсун – Джейхан», а также о создании энергетического хаба в районе г. Джейхан.
Немаловажно, что Россия становится крупным инвестором в турецкую экономику и её присутствие в Турции, в таких сферах, как инфраструктура, энергетика, промышленность, недвижимость и т.д., имеет значительный потенциал роста и поощряется турецкой стороной.
Переходя к стратегии работы каждой из сторон в двусторонних отношениях на перспективу в отношении Турции можно отметить следующее.
Прежде всего, в Турции присутствует полное понимание того, что она делает на международной арене в принципе и, в частности, на российском направлении, где присутствует чёткая линия, проводимая совместными усилиями государства и бизнеса. Попробуем перечислить её основные компоненты. Можно ожидать, что Турция:
1. Будет настойчиво и последовательно реализовывать свою экспортную стратегию по продвижению продукции и услуг, упомянутых в ней двадцати четырёх отраслей, на российский рынок.
2. Имея в виду большое отрицательное сальдо взаимной торговли с Россией, будет стремиться к выправлению ситуации, в частности, через попытки внедрения «альтернативных», к примеру, бартерных, схем расчётов за поставляемые энергоносители. Параллельно можно ожидать, что вопрос корректировки тарифов, который регулярно ставится перед Россией, с повестки дня не сойдёт. Турция продемонстрировала серьёзность своих намерений, не продлив контракт государственной компании «БОТАШ» с «Газпромом» на закупку газа по западному маршруту вследствие отказа последних от снижения цены. Будут ли «Газпромом» переподписаны соответствующие соглашения с частным сектором и на каких условиях, станет ясно уже в ближайшей перспективе.
3. Продолжит попытки вовлечения России в свои проекты в энергетической сфере. В первую очередь, речь идёт о проекте «Самсун – Джейхан», экономическая целесообразность которого ставится российской стороной под большой вопрос.
4. Продолжит продвигать проект «Набукко», конкурентный российскому газопроводу «Южный поток». Имея в виду сложности с реализацией последнего, Турция может приветствовать участие России в «Набукко».
5. Продолжит работу по привлечению потенциальных российских инвесторов в свою экономику, в частности, по «мега-проектам».
6. После отмены в середине 2011 г. визовых ограничений между двумя странами, продолжит работы над упрощением таможенного режима для ввоза своих товаров, а также для легализации в РФ турецкой рабочей силы.
7. Непростой ход переговоров по второй турецкой АЭС «Синоп» может побудить турецкое руководство предложить россиянам «не останавливаться на достигнутом» по АЭС «Аккую».
8. Более того, Турции, которая проводит свою программу по модернизации экономики и переходу к широкому производству товаров с высокой добавленной стоимостью, Россия может быть интересна как страна, обладающая большим научно-технологическим потенциалом.
Разумеется, перечисленное выше – лишь некоторые гипотетические примеры турецких инициатив. На практике, Турция действует по всему фронту возможностей с использованием всех имеющихся у неё в наличии инструментов.
Что же можно предложить российской стороне в качестве отправных точек стратегии на турецком направлении?
Прежде всего, представляется, что необходимо по возможности расширить читательскую аудиторию турецких программных документов, в т.ч. монографии министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу «Страгетическая глубина». То есть, требуется добиваться чёткого понимания состояния современной Турции, трансформаций, которые происходят в стране, перспективных планов турецкого руководства. Представляется, что изучение турецкого экономического «чуда», как бизнес-модели, имеет на этом этапе для России, находящейся на пути модернизации своей экономики, первостепенную значимость. России может быть интересен и полезен опыт Турции в плане проведения институциональных реформ, создания либеральной рыночной модели, поддержки малого и среднего бизнеса, а также экспортёров, создания организованных промышленных зон, работы различных бизнес-ассоциаций (особенно действующих на внешней арене), коммерциализации результатов исследований и т.д.
В заключение нельзя не сказать о перспективах развития двусторонних отношений, с точки зрения наметившихся факторов «риска».
В их числе, прежде всего, перманентная активность Турции, позиционирующей себя как «интегратора» стран с тюркским населением, в регионах РФ и странах - бывших республиках Советского Союза, которые воспринимаются Россией в качестве своего жизненного пространства.
Настороженности РФ в двусторонних отношениях неизбежно добавит подписание Турцией в сентябре 2011 г соглашения с США по размещению элементов ПРО на турецкой территории.
Нельзя не отметить наличие у сторон серьёзных расхождений в отношении событий «арабской весны», наиболее ярко проявившихся по Сирии, где Турция стремится выступить локомотивом смещения режима Б. Асада, а Россия, памятуя о ливийском «прецеденте», настаивает на легитимности сирийского правительства и необходимости урегулирования конфликта за столом переговоров.
Обостряется конкуренция между российским и турецким проектами доставки природного газа европейским потребителями – «Южным потоком» и «Набукко». Сооружение нефтепровода «Самсун – Джейхан» упирается в вопрос экономической целесообразности. Не стоит забывать, что турецкая сторона пока не выдала проектной компании лицензии на строительство и эксплуатацию АЭС «Аккую». Более того, после и в случае урегулирования этого вопроса, который с учётом значимости и масштаба проекта, вполне может выйти за рамки технического, стороны будет ждать долгая и кропотливая работа по весьма сложному проекту, реализация которого до пуска в эксплуатацию сулит множество дискуссий.
Перечисленные выше обстоятельства, которые в ближайшие годы способны создавать непростой фон в отношениях между сторонами, стоит дополнить отсутствием в настоящее время у России ощутимого экономического интереса в Турции, лежащего за пределами торговли энергоносителями и крупных инвестиций.
Преодолению угроз в российско-турецких отношениях должен способствовать солидный задел, сделанный в отношениях между Россией и Турцией за первое десятилетие двадцать первого века, как в экономическом, так и политическом плане. Представляется, что большое значение должно сыграть глубокое понимание Россией своего южного соседа, исследование опыта турецких реформ, анализ развития ситуации в Турции, лишь на основе которых можно выстраивать продуманную, долгосрочную и сбалансированную российскую стратегию на турецком направлении, которая должна учитывать широкий спектр возможностей и угроз. Подводя итог, следует подчеркнуть, что, несмотря на наличие значительного количества точек для сближения, с учётом начавшихся накапливаться между сторонами противоречий и разногласий, на безоблачность в российско-турецких отношениях рассчитывать не приходится, так как партнёры всегда будут жёстко и решительно действовать только в своих интересах, оставляя за скобками улыбки и дружескую риторику.
--------------------------------------------------------------------------------
[i] Статистическая база данных Государственного комитета по статистике Турции (Türkiye İstatistik Kurumu) [Электронный ресурс]. URL: .tuik.gov.tr
[ii] Статистическая база данных Государственного комитета по статистике Турции (Türkiye İstatistik Kurumu) [Электронный ресурс]. URL: .tuik.gov.tr
[iii] Кришталев Е. Тогрул Исмаил: Россия и Турция налаживают стратегическое партнерство [Электронный ресурс] / Вестник Кавказа. 2010. URL: vestikavkaza.ru/interview/politika/19499.html
[iv] Интернет-страница государственной корпорации TEİAŞ [Электронный ресурс]. URL: teias.gov.tr/