"Демократия – это культура мысли и поведения человека". Н.А. Назарбаев
Республика Казахстан – молодое демократическое государство с непростой исторической судьбой. Долгое время находясь в составе царской России, а затем СССР, Казахстан фактически был превращен в колонию, сырьевой придаток. Усиленная миграция на казахскую территорию населения из России и Украины, начавшаяся еще в XIX веке, была обусловлена огромными природными богатствами Казахстана, "недонаселенного" и "недоосвоенного". Переселенцам из России и Украины нарезались лучшие плодородные земли, зачастую это делалось в ущерб коренному населению, ведущему традиционно кочевой образ жизни. Люди некоренной национальности прочно обосновывались в Казахстане, пускали здесь свои корни, заводили хозяйство, растили детей. И в том, что они врастали в эту землю, осваивались на ней – не было их вины, т.к. в определенной степени они сами становились заложниками сначала царской, а потом советской политики. Вместе с казахами они создавали поселения, строили города и дороги, и, вкладывая свой труд, развивали сельское производство и создавали промышленный потенциал Казахстана.
Многие народы оказались в Казахстане не по своей воле. Традиционно степные просторы прекрасной страны становились местом ссылки. Вспомним Тараса Шевченко: Оказавшись в казахстанской ссылке великий украинский кобзарь создал целый цикл живописных произведений. Одним из первых в своем художественном творчестве – реалистических картинах и рисунках – он показал суровый быт и нищету коренного населения. Царское самодержавие ссылало в Казахстан и борцов за независимость Польши, и русских революционеров – демократов. Здесь оказались все, кого сегодня назвали бы "инакомыслящими" - т.е. все прогрессивно мыслящие люди своего времени, не желающие мириться гнетом русского царизма.
Политика превращения Казахстана в место ссылки была продолжена и феодально-коммунистической элитой. Феодальной по своей истинной сути: в стране проводилась политика, призванная лишить человека собственности, права свободно мыслить, выбирать место жительства и иметь собственное мнение, собственные взгляды. Под раскулачивание в 20-е и 30-е годы прошлого века попали средние крестьянские хозяйства, а форсирование коллективизации в Казахстане в 30-е годы привело к массовому голоду к гибели казахов. У народа, традиционно занимавшегося кочевым скотоводством, отобрали скот – основной источник питания. Массы голодных людей подались из аулов в города, где для них тоже не находилось работы. Люди опухали от голода и умирали с детьми на руках, прося подаяние на вокзалах и базарах. По утрам брички собирали полуживых людей и вывозили их за город, где зачастую не хоронили, а сваливали на помойках, даже не присыпав землей. Такие факты имели место в Гурьеве в 30 – е годы XX в, в других городах. По рассказам очевидцев, места кочевок были усеяны костями умиравших от голода людей, которых не успевали хоронить. Таковы были реальные плоды советских реформ в сельском хозяйстве, за которыми последовали массовые репрессии, когда "врагами народа" становились тысячи ни в чем не повинных людей и даже целые народы.
Вместе с другими народами Закавказья курды появились в Казахстане именно в этот страшный период – 1937 – 1944 г.г. Сталинские репрессии не щадили никого. Фактически курды были причислены к "неблагонадежным" народам только за свою принадлежность к своей же национальности.
Переселение курдов на территорию Казахстана осуществлялось в несколько этапов. Первый это – осень 1937 г., когда их переселяли в массовом насильственном порядке среди других народов – иранцев, турков, как говорилось в документах тех лет, "при очистке погранполосы" советской государственной границы в районе Кавказа. Второй этап – это депортация в составе народов северного Кавказа в 1944 г. Но трагедия курдов продолжалась и позднее. Надо выделить и третий этап переселения курдов в Казахстан – 1998-1999 г.г., когда вынужденное переселение состоялось в результате военного конфликта между Арменией и Азербайджаном в нагорном Карабахе. На этом этапе сотни курдов переселились в Казахстан из республик Средней Азии, Закавказья, России, а не только из Армении и Азербайджана.
Но вернемся к событиям массовых политических репрессий периода сталинского правления. Основная часть переселенных семей с большим количеством малолетних детей не имела трудоспособных работников и средств к существованию. Весной того памятного 1937г. казахи материально бедствовали сами. Но свершилось чудо, на которое способен только братский народ: испокон веку гостеприимные казахи нашли возможность принять и разместить сотни тысяч переселенцев разных национальностей, делясь с ними пищей и кровом: ведь только осенью
1937г. из Закавказья сюда прибыло около 2000 курдских хозяйств.
В 1944 году из Грузии было выслано 6297 семей или 27657 человек в Казахстан и республики Средней Азии. Из них около трех тысяч (число курдов среди высланных, к сожалению, не известно) попали в Алма – Атинскую область.
При знакомстве с архивными документами 1937-1944 г.г. обращает на себя внимание то, что из-за отсутствия теплой одежды и обуви многие переселенцы не могли выйти на работу. Основной причиной непосещения детьми школ в 1946 году стал языковой барьер. Как свидетельствует статистика, всего в школах обучался 21 % детей школьного возраста и лишь 12% посещали дошкольные учреждения.
Государством ничего не было сделано для приема и размещения переселенцев, обеспечения их работой, жильем, едой и промышленными товарами. И если бы не деятельное участие братского казахского народа, выживших среди вынужденных переселенцев было бы в несколько раз меньше.
Лихолетье, голодные предвоенные и суровые военные годы не разобщили, а сплотили народы Казахстана. Что касается курдов, то вскоре они овладели казахским языком. Особенно быстро его освоили дети, которые пошли учится в казахские школы. Для детей казахский язык стал вторым родным. И. все – таки, насильственное переселение курдского народа из одной республики в другую, с одного обжитого места в другое, нарушило "корневую систему", питающую душу целой нации и оставило неизгладимый след в памяти не одного поколения. И для того, чтобы залечить эту кровоточащую рану, потребовались долгие годы.
Напомним, что курдский народ – один из древнейших народов Востока. На его долю выпало немало невзгод, и в силу крайне сложных геополитических условий курды до сих пор не имеют своей государственности. Подвергнутая жестокому геноциду на земле предков, часть курдов нашла пристанище в различных республиках на обширном постсоветском пространстве, а так же в других уголках земли - Европе. Австралии, Америке.
Пожалуй, лишь в Казахстане, где равная среди равных в дружной семье народов проживает многочисленная курдская диаспора, многострадальный народ – курды – обрел столько прав и возможностей, сколько не имеет ни в одной стране проживания.
Народная мудрость гласит, что лучший доктор – это время. Оно затягивает раны в душе народа, но образуются рубцы и шрамы, которые - словно напоминание о тех суровых годах, которые пришлось пережить.
В ноябре прошлого года Ассоциацией курдов Казахстана «Барбанг» была проведена конференция, посвященная 60-летию с начала депортации курдов в Казахстан. … Снова и снова на сцену выходили аксакалы и почетные почтенные пожилые женщины – ветераны войны и труда. Они рассказывали собравшимся, среди которых было много молодежи, о том страшном времени, о своих судьбах и о судьбах близких людей, многие из которых не дожили до сегодняшнего дня. Ветераны завещали молодым крепить дружбу народов Казахстана, дружбу, которая спасла тысячи людей в годы сталинских репрессий и Великой Отечественной войны. Они от души благодарили Президента Казахстана Н.А. Назарбаева за заботу о ветеранах, за ту мудрую политику, которую он проводит в нашем молодом демократическом государстве. А ветеранам войны и труда есть с чем сравнить день сегодняшний: они многое повидали на своем веку – от сталинских репрессий, войны, восстановления разрушенного хозяйства и освоения целины до хрущевской "оттепели", брежневской "эпохи застоя", горбачевской "перестройки", распада СССР и образования суверенного Казахстана "Лишь сегодня, в суверенном Казахстане, - говорили ветераны, наши дети и внуки полной грудью вдохнули воздух свободы, ощутили себя полноправными членами общества". Они приводили конкретные примеры того, как улучшилась жизнь, говорили, что наконец обрели уверенность в спокойном и счастливом будущем своих детей и внуков.
В своем Послании народу Казахстана (18 февраля 2005 года) Президент Республики Н.А. Назарбаев отметил: "У нас была простая и ясная цель – мы хотели жить лучше, нам хотелось свободы, а еще больше мы хотели, чтобы будущее наших детей и внуков было достойным. На это ушли годы, годы нашей с вами жизни. Мы работали не зря и вот чего мы добились
… Мы создали успешно работающую рыночную экономику…
… Мы начали жить лучше.
…. Если сравнить основные показатели качества жизни, то увидим, что за последние 10 лет, в среднем денежные доходы казахстанцев выросли в 5 раз; почти в 6 раз увеличилась среднемесячная зарплата; в 25 раз выросла минимальная заработная плата; среднемесячный размер пенсии увеличился в 4.6 раза; депозиты физических лиц в банках и объем вкладов на одного жителя возросли в 35 и 37 раз соответственно. Расходы государства на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи только в этом году выросли более чем в 1,7 раза по сравнению с 2003 годом"
Как свидетельствует статистика, с 1989 по 1993 г.г. численность курдов в Казахстане увеличилась на 29 %. И объясняется это не только миграционными процессами, но и естественным приростом населения курдской национальности. Казахстан, ставший лидером в экономическом развитии на постсоветском пространстве, государством политически стабильным, стал привлекательным как для мигрантов, так и для граждан нашей страны, не мыслящих в отрыве от нее своего будущего. Сегодня казахстанские курды трудятся практически во всех сферах экономики, избираются в органы власти и местного самоуправления. Своим трудом курды Казахстана вносят вклад в развитие казахстанской экономики и сельского хозяйства. Созидательный труд тысяч людей нашел отражения в творчестве многих курдских поэтов.
Их творчество наглядно иллюстрирует, как вместе со всем казахстанским народом изменилась жизнь курдской диаспоры.
За годы демократического развития в Казахстане произошли такие изменения, о которых десять-пятнадцать лет назад можно было только мечтать. Как отмечается в Послании Президента народу Казахстана, "...мы впервые в нашей истории создали независимое государство, построенное по принципам западной демократии, учитывая опыт передовых восточноазиатских государств и специфику нашего многонационального общества.
Мы всегда помнили, что демократия – это наша цель, а не начало пути. Мы знали, что демократию невозможно внедрить декретом, ее надо выстрадать.
Казахстанская государственность состоялась".
Результатами либерализации политической жизни казахстанского общества явились – свободные демократические выборы; плюрализм и многопартийность; закладка основ независимой судебной системы, обеспечивающей верховенство закона; свобода слова и отсутствие цензуры, существование независимых средств массовой информации. К последним можно отнести печатные органы Ассоциации курдов Казахстана "Барбанг": газету "Жийана курд" ("Жизнь курдов") и литературно-художественный журнал "Нубар" ("Первый плод").
Демократические изменения произошли не только обществе, они ощущаются в жизни каждого конкретного человека. В нашей стране учрежден институт Уполномоченного по правам человека. Казахстан присоединился к основным международным конвенциям по правам человека. В настоящее время работает Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества, в заседаниях которой принимают участие представители различных политических сил.
Основополагающие демократические ценности, выработанные мировым сообществом в течении многих десятилетий, нашли правовое закрепления в Конституции Республики, включая основные гражданские, политические, социально – экономические и культурные права и свободы.
Сегодня каждый гражданин нашей страны имеет право избирать и быть избранным, выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться (вспомним, что в сталинские времена человек считался неблагонадежным, если он побывал за границей или имел родственников за рубежом). Любой казахстанец имеет право деятельности на свободный выбор рода и профессии, свободу труда, право обучать своих детей там, где считает целесообразным и т. д.2
За годы демократического строительства Казахстан обеспечил своим гражданам свободу вероисповедания, проводя политику межконфессионального согласия. В нашей стране проводятся межконфессиональные форумы и конференции, на которых представители разных религий вырабатывают общую платформу для противостояния религиозному экстремизму и нетерпимости. Вместе с политиками религиозные деятели ищут и находят пути сохранения мира и согласия в обществе.
Среди курдов Казахстана большинство - мусульмане, но есть и христиане, а так же немногочисленные последователи древней религии курдов – езидизма. Различия в вероисповедании не ведут к расколу диаспоры: напротив, каждый, в соответствии с законом, имеет право исповедовать ту религию, которая ему по душе.
Ставя в своем Послании народу Казахстана задачи в области духовного развития и межконфессионального согласия до 2010 года, Президент РК Н.А. Назарбаев подчеркнул: "По казахской земле прошли все мировые религии, поэтому нам чужды нетерпимость или религиозный фанатизм. Эта духовная традиция, эта открытость божьему Слову в любом обрамлении – одна из важнейших основ межконфессионального согласия в Казахстане. Мы известны в мире своей толерантностью, межэтническим, межконфессиональным согласием и диалогом".
Уникальным институтом общественного согласия и дружбы народов стала Ассамблея народов Казахстана, где за круглым столом лидеры всех ведущих диаспор Казахстана решают общественно – политические и культурные проблемы. При Доме Дружбы АНК работает курдская воскресная школа, такие же школы и кружки по изучению родного языка созданы в местах компактного проживания курдов. Возможность развивать свою национальную культуру и язык – право, гарантированное каждому этносу Казахстана его Основным Законом-Конституцией. И право это активно реализуется курдами Казахстана. Здесь необходимо отметить, что таких условий для развития своего языка и национальной культуры курды до сих пор не имеют на своей исторической Родине.
Один из важнейших факторов единения всех казахстанцев – это государственный язык, который для большинства казахстанских является вторым родным. Он изучается детьми в школах, студентами – в вузах, и является частью духовной культуры всего казахского общества.
Важная задача, определенная Президентом на ближайшее будущее, это реализация Программы "Культурное наследие" и через осмысление прошлого - всемерное развитие культуры настоящего времени. Недавно вышел в свет новый учебник для студентов вузов "Литература народов Казахстана", которое представляет собой конкретный вклад в развитие культуры настоящего времени, мостик, связывающий прошлое с будущим.
Намечая новые горизонты демократического строительства, Президент РК Н.А. Назарбаев предложил пакет инициатив: Общенациональную программу политических реформ, которая представляет единый, целостный подход к реформам государственных, политических и общественных институтов.
Суть этого подхода – "…дальнейшая демократизация Казахстана в соответствии с традициями и принципами западных демократий и опытом ведущих государств Юго-Восточной Азии, с традициями нашего многонационального и многоконфессионального народа".
Строя демократию в стране, где встретились Европа и Азия, где Запад и Восток не противостоят, а дополняют картину мира, наш Президент призывает оставаться верными традициям восточной мудрости, постепенности и осторожности. И курды – один из древнейших народов Востока, будучи полноправными гражданами Казахстана, равными среди равных из 130 наций и народностей страны, прилагают все усилия к реализации выдвинутой Президентом общенациональной программы политических реформ.
________________________________________________________________
1 "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической интеграции" Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана (Казахстанская правда от18 февраля 2005 г.)
2. Конституция Республики Казахстан. Принята 30 августа 1995г. на республиканском референдуме. С изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК от 7 октября 1998г. – Алматы: ТОО "Баспа", 1998г.
М.К. Мирзоева, Соискатель кафедры Основ права и международных правовых дисциплин.