Мы предлагаем нашим читателям эту статью для того, чтобы он увидел полную картину взглядов и дисскуссии которые существуют в сегодняшней Турции по курдскому вопросу. Мы высоко ценим уровень нашего читателя, который самостоятельно мыслит и может сам делать выводы. Мы никого не пропогандируем, а лишь пытаемся дать разные точки зрения (ред).
Орхан Мироглу (курд) - один из наиболее уважаемых интеллектуалов в сегодняшней Турции. Он преследовался зо то, что защищал курдскую идентичность и права, трибуналами военного режима, который управлял страной между 1980 и 1983 годами.
Он провел восемь лет и подвергался пыткам в печально известной тюрьме Диярбакыра. Он был ранен в ходе нападения неизвестных бандитов, которые убили другого уважаемого курдского интеллектуала, Мусу Антера, в 1992 году. Ему угрожала Рабочая Партия Курдистана за то, что он противостоял насилию.
Мироглу, который в настоящее время пишет широко читаемую регулярную колонку для газеты "Тараф", издал восемь книг по курдской проблеме в Турции, написанные с точки зрения человека, который пережил все аспекты этой проблемы. В этом месяце была издана его новая книга, названная “Похоронить оружие ”. Нет сомнения, что это - одна из самых важных книг, написанных по курдской проблеме. Ниже я подвожу итог, используя собственные слова Мироглу, главные аргументы книги, которые можно оттуда почерпнуть.
Почти 15 000 человек погибли в результате внутренних казней РПК. Те, кто полагает, что именно РПК создала понимание курдской проблемы, ни на мгновение не хотят обсуждать цену. Утверждения, что сегодня страной управляет правительство, которое верит, что может решить проблему, подвергая курдов погромам, и уничтожая РПК, не соответствует действительности. Нельзя также утверждать, что курды в целом поддерживают насилие. Тем не менее, существует идеология, которая опирается на насилие, и те, кто придерживаются этой идеологии, боятся за будущее.
Еще в 1999 году РПK была в значительной степени готова к окончанию насилия. Однако, тогда не было готово государство. Если бы РПК решила сложить оружие и принять демократическую борьбу за курдские права, то политическое уравнение сегодня было бы гораздо больше в пользу курдов и демократических сил. Государство с тех пор пережило существенные изменения. Турция больше не нуждалась бы в борьбе против РПК. Было отмечено, однако, что государство решило принять ответные меры безопасности, если РПК настаивает на войне.
Мы живем в период, в который и государство и огромное большинство курдов, требующих прав и конституционного статуса, относятся неодобрительно к насилию. Сложение оружия, поэтому, стало внутренней проблемой для курдского движения. С этого времени настойчивость в вооруженной борьбе приведет к изоляции курдов и в национальном и в международном контекстах.
РПК подточена двум событиями. Во-первых, прерывание процесса демократизации в Турции больше невозможно. Во-вторых, руководство Южного Курдистана строит с каждым днем все более тесные связи с Турцией. “Нетрудно сказать что, если тенденция продолжится, спустя несколько лет темой обсуждения станет процесс модели политической интеграции между Турцией и Эрбилем,” говорит Мироглу в книге. (Это было также одним из моих впечатлений во время поездки, которую я совершал в иракский Курдистан в прошлом месяце.)
Мироглу завершает свою книгу следующим обращением: “Все курдские стороны, интеллектуалы, неформальные лидеры, все - должны мобилизоваться для всекурдской конференции, чтобы обратиться к РПК с просьбой сложить оружие.” Настало время для Абдуллы Оджалана сыграть историческую роль, если он говорит, что хочет ее сыграть. Он может попросить, чтобы силы РПК сначала объявили перемирие и затем покинули страну и также призвать, чтобы национальная курдская конференция собралась в северном Ираке. Это - единственное решение, которое может поддержать его собственное и положение партии. РПK и Оджалан должны осознать действительность, и похоронить в истории оружие и вооруженную борьбу.”
Ответ на обращение Мироглу пришел не от Мурата Карайлана в Кандиле, а от Лейлы Заны, независимого члена парламента (из списка Партии Мира и Демократии) от Диярбакыра, находящейся в настоящее время в Германии: “Я никогда не обсуждаю сложение оружия. Оно [оружие] являются страховкой курдов. Пока эта [курдская] проблема существует, оружие - гарантия курдов.” Зана, во время избирательной кампании прошлым летом, также обратилась к курдам с призывом “голосовать за партизан.” Контраст между взглядами Мироглу и Заны дает хорошую идею о поляризации между теми курдами, которые посвящают себя либеральной и плюралистической демократии с одной стороны, и теми этническим националистами, которые верят в насилие, с другой.