Иракские файли считают себя курдами. Их особый курдский диалект отличается от сорани и курманджи так же, как иракский разговорный арабский язык изменяется от одной области к другой.
Файли очень пострадали от рук баасистского режима. Они были заклеймены Багдадом как иранцы и высланы в массе из страны в 1970-х; им даже не разрешили продать их собственность и взять с собой какое-либо имущество.
Теперь, многие файли чувствуют, что ими манипулируют иракские политические деятели, пытающиеся выиграть их голоса. У них нет политической партии, чтобы представлять их и таким образом они чувствуют себя несправедливо обойденными в новом Ираке.
Мохаммед Али, заместитель директора культурной организации файли, сказал "Рудав": “Я посетил конференцию, организованную иракским премьер-министром Нури аль-Малики, на которой он говорил о притеснении курдов-файли. Он говорил о запуске спутникового или местного телеканала, чтобы передать наши голоса, но мы не видели, чтобы было выполнено ни одно из этих заявлений, потому что они были просто предвыборными обещаниями и ничем больше.”
Али добавил, “Он только хотел получить наши голоса на выборах. Он не заботился о нас.”
Согласно некоторым оценкам местных НПО, сегодня в Багдаде живет приблизительно миллион курдов-файли, главным образом в кварталах Джамиля, Садр-Сити, Аль-Джумхурие, улица Кифа и других.
После падения режима Саддама Хуссейна в 2003, много семьи файли возвратились в Ирак. В их отсутствие их дома и имущество были заняты другими иракцами, у которых было правительственное разрешение жить в их домах. С тех пор эти семьи боролись через запутанную бюрократию Ирака, чтобы вернуть свое имущество, но это продемонстрировало реальную проблему.
Али полагает, что это - ошибка правительства, что их имущество еще не было им возвращено.
“Самая большая проблема - нынешнее правительство, которое не решает имущественные споры курдов-файли,” сказал он. “Курды-файли возвратились в их дома после 35 лет изгнания только для того, чтобы найти свои дома занятыми чужими людьми, которые отказываются уезжать.”
В 2003 году, при коалиционной администрации, Ирак основал комитет, чтобы уладить имущественные споры. Однако, по словам Али, ни этот комитет, ни частные адвокаты не были в состоянии решить проблему файли.
“Мы просим, чтобы КРГ оказало давление на иракское правительство, чтобы решить наши имущественные споры,” сказал он.
Маджид Аббас, 60 лет, возвратился в Ирак после американского вторжения и обосновался в доме, занятом кем-то еще. Теперь, по словам Аббаса, эта другая семья требует, чтобы он выкупил у них свой дом.
“Когда я возвратился в свой старый дом, человек, который там жил, попросил, чтобы я заплатил ему 50 миллионов иракских динаров (приблизительно 40,000 $) просто потому, что он построил в нем вторую ванную. Как будто это не было достаточно, что он жил в моем доме больше 30 лет бесплатно,” сказал Аббас.
Ахмед Надждат, 36 лет, бакалейщик-файли на старой улице Кифа в Багдаде, полагает, что несмотря на расстояние, которое отделяет их от Курдистанского региона, файли Ирака чувствуют, что они - часть Курдистана.
“Курды - наши представители, потому что у нас нет никого, кто представляет нас в иракском парламенте или правительстве,” сказал Надждат. “Мы полагаем, что Курдистанский блок представляет всех курдов.” (Во время последних выборов курды-файли в основном голосовали за шиитские партии и Курдистанский альянс получил в Багдаде всего 40 тысяч голосов - ред)
После нескольких лет неудачных попыток вернуть свои дома и разочарования в политических партиях Ирака, некоторые файли начали пересматривать свою ситуацию.
Маджид Абдулаэдир, 44 лет, мясник, считает, что файли сами виноваты в сложившейся ситуации, говоря, что они не попытались получить собственное представительство в парламенте или правительстве.
“Наши голоса разделены между различными политическими партиями и сектами,” сказал Абдулкадир. “Мы не можем получить социального обеспечение на Кифа, потому что у нас нет представителей. Курды, которые находятся в парламенте, представляют курдский регион. У нас нет никого, кто бы представлял нас в Багдаде.”
Абдулкадир полагает, что недостаток политического опыта у файли - другая причина их тяжелого положения.
“У курдов-файли нет политической сознательности, чтобы видеть своих интересы, и у них недостаточно политического опыта, чтобы они могли голосовать за правильного человека,” сказал он. “У нас было много кандидатов-файли, но они не получили достаточно голосов из-за раскола среди нас и недостатка сознательности.”
Районы, где живут файли, считаются среди самых бедных во всем Ираке и испытывают недостаток в основных услугах, таких как уборка мусора, дороги и здравоохранение.
Сельма Ашур Сакир, директор Женской Культурной Организации файли в квартале Джамиля, считает, что у курдов файли - особенно, у женщин – меньше всех возможностей найти работу.
“Мы полагаем, что у нас как курдов-файли есть меньше возможностей, чем у других, получить рабочие места из-за того, что мы изолированы и среди курдов и среди арабов,” сказала она. “Курды отсылают нас к центральному правительству, а центральное правительство отсылает нас к Курдистанскому региону. В результате, мы не имеем тех же прав, что другие.”