В течение многих тысячелетий развития человечества именно религия являлась основным составляющим звеном общества. Как правило, религия – образ жизни, философия и целая идеология. Именно религия, как правильно отметил М.Вебер, определяет "векторы социального поведения" людей. Чаще всего религия является инструментом в руках правящих и духовных элит, которые преследуют свои корыстные интересы. Именно этим обусловлено появление многочисленных религиозных фанатиков различных мастей, которые, прикрываясь именем Бога, уничтожают всех "неверных", реализуя, тем самым, свои политические интересы.
Нужно понимать, что в основе каждой религии – вера в Бога. При детальном анализе всех мировых религий можно выявить, что каждая из них – синкретическое явление. Одна религия произошла от другой.
Вместе с тем, следует отметить, что вера в Бога и религия – совершенно разные понятия. Религия – система контроля над человечеством и её можно навязать, но веру - невозможно. Как правило, религия вводилась правителями, которые преследовали свои цели. Так, например, буддизм был в почете во всех деспотических империях Азии, что неудивительно. Деспотическим режимам был выгоден симбиоз с буддистами. Правители обкрадывали своих крестьян и свое податное население со страшной силой, чтобы поддержать пышность своего двора и могущество своего наемного войска. Буддисты же проповедовали, что мир – иллюзия и то, что у тебя отнимают иллюзорные деньги, иллюзорный хлеб или заставляют работать на постройке иллюзорного дворца, то тебе это всё только кажется.
В древности Аравию населяли разные народы, по легенде происходившие от Исмаила – сына Агари, наложницы Авраама. Авраам в XVIII до н.э. по наущению своей жены Сарры выгнал Агарь вместе с сыном в пустыню. Исмаил нашел воду и напоил свою мать, и сам спасся, и пошёл от него народ "арабы", хотя они так себя ещё не называли. Арабы долгое время очень плохо относились к своим иудейским соседям, помня, что дети Сарры воспользовались всем наследством отца, а дети несчастного Исмаила были изгнаны в пустыню. И жили арабы в этой пустыне с XVIII века до н.э. до VII века н.э. тихо и спокойно. Такова общеизвестная библейская легенда. Однако не все так просто.
Аравия по физико-географическим параметрам делится на три части. Во-первых, берег вдоль Красного моря – это Каменистая Аравия. Там довольно много источников, у каждого источника оазис, а около оазиса город, пусть небольшой, но финиковые пальмы растут – люди питаются, скот гоняют, трава есть. Арабы там жили довольно бедно, но имели возможность подработать, потому что караваны из Византии в Индию ходили через Каменистую Аравию и они нанимались караванщиками или становились трактирщиками в караван-сараях. Финики и свежую воду продавали караванщикам по повышенным ценам. Те платили, потому что деваться было некуда. Бедность своих природных условий арабы компенсировали повышением цен на товары, и все шло довольно благополучно.
Большая часть Аравии – это пустыня, которая окружена с трех сторон морями, поэтому дожди здесь выпадали и воздух был довольно влажным. Верблюдов гонять можно сколько угодно. Жили они там очень спокойно.
И наконец, на самом юге Аравии располагался Йемен. Это был почти тропический сад, там рос кофе-мокко, который потом перевезли в Бразилию. С одной стороны, арабов окружали аббасинцы, которые их все время старались завоевать, а с другой стороны, персы, которые выгоняли абассинцев из Аравии обратно в Африку. Это была война между абассинцами и персами.
Иногда арабы нанимались в войска персидских шахов или византийских императоров, и их брали, но платили немного, потому что они были небоеспособны. Их использовали как иррегулярные войска для каких-нибудь отдельных маневров; в боевые линии их не ставили, потому что они были очень нестойки и трусливы. А с какой стати им гибнуть за чужие интересы? Рассуждение разумное.
Бедуины, жившие в пустыне, считали, что боги – это звезды. Вот, сколько на небе звезд, столько богов, и каждый может молиться своей звезде. Среди арабов были христиане (несториане, монофизиты, православные, армяне-яковиты и савеллиане), иудеи, огнепоклонники. Таким образом, арабы представляли собой многоконфессиональный народ, у которого отсутствовала идеология, а также стимул к объединению.
В 570 г. в Мекке родился Пророк Мухаммед, который посвятил свою жизнь пропаганде новой религии с целью объединения арабов, которую Он представил как ислам. С точки зрения богословия ислам не содержит в себе ничего нового по сравнению с теми религиями и течениями, которые в это время существовали на Ближнем Востоке. Согласно исламу, государство должно распространять религию. В 622 г. Мухаммед и его последователи после столкновений с местной знатью покинули Мекку, и нашли убежище в Медине. Там мусульмане создали свои войска и начали воевать против мекканцев, пока те не сдались. После смерти Пророка, Его сподвижники решили определить порядок наследования и выбрали наследника (халифа) Мухаммеда, который должен был возглавить умму. После этого большая часть Аравии откололась от ислама и перестала подчиняться мусульманской общине и избранному халифу Абу Бекру. Много сил и жертв было отдано, чтобы подчинить всю Аравию. Последующие халифы продолжали экспансионистскую политику. Таким образом, образовался Арабский Халифат, который по своим масштабам превосходил Римскую империю. Именно Арабский Халифат санкционировал завоевания земель "неверных", а также объявлял джихад. Считалось, что власть халифа исходит от самого Бога.
Вместе с тем, необходимо отметить, что главенствующая роль в Халифате предназначалась арабам. В результате складывался треугольник угнетения. Верхушку этого треугольника составляли арабы, за ними следовали другие мусульманские народы, а у основания треугольника стояли кафиры ("неверные"). Так, в 711 г. на Иберийский полуостров вторглись берберы под предводительством полководца Тарика ибн Зияда (Гибралтарский пролив назван в его честь). Тарик преподнёс Арабскому Халифату часть христианской Испании. После того, как победы были закреплены, арабы потребовали от него, чтобы он передал власть в руки арабам из династии Омейядов, которые пренебрежительно относились к другим национальностям.
Основу Арабского Халифата составлял ислам. Именно благодаря этой религии арабы смогли объединиться и покорить многие народы. Вместе с тем, среди завоеванных народов усилилось недовольство поработителями. Практически во многих частях империи появлялись новые учения, которые были направлены против главенства арабов.
Некоторые исследователи предполагают, что соседние с курдами народы имели сильное национальное самосознание и смогли "ассимилировать ислам и приспособить его к своим национальным нуждам", в отличие от курдов. Таким образом, по их мнению, появился "персидский ислам - шиизм, который стал символом их национальной идентичности". Безусловно, эти тезисы не имеют под собой никакой почвы. Свободная пропаганда любых идей была в Халифате неосуществима. Поэтому эмиссары многих учений выдавали себя за мусульман. Следует отметить, что некоторые "мусульманские" течения (друзизм, алавизм, исмаилизм и т.д.) противоречат исламу. Во многих этих учениях Али ибн Талиб - Бог. Так, алавиты считают пять столпов веры: шахада (свидетельство веры - Ла илла иль Ала, Мухаммед Расуль Ала); молитва; закат; пост во время Рамадана; хадж – лишь символами. Они считают, что нет необходимости соблюдать данные ритуалы. Алавиты отрицают шариат и считают хадж "идолопоклонством", а также считают, что женщины – существа бездушные, поэтому ожидать их реинкарнации не следует. Это противоречит исламу, так как Пророк считал, что ад населен, главным образом, женскими душами. Алавиты празднуют Рождество, Крещенье и Новруз.
Что же касается друзизма, то переход друза в другую религию невозможен. Друзом считается тот, чей отец и мать – друзы. Принять друзизм невозможно, так как не существует института перехода в друзскую религию. Запрещены даже браки с мусульманами. Дети от смешанных браков не являются друзами.
Правда заключается в том, что все эти течения посадили в рамки ислама, иначе бы их сторонников ожидала верная гибель. Таким образом, лидеры этих учений лишь номинально признали себя мусульманами. Сам суфизм восходит корнями к домусульманским религиям. Известные суфийские святые преследовались официальными властями мусульман. Суфизм изначально был в оппозиции к исламу до тех пор, пока дервишам не навязали ислам. Те, кто последовали за этим, называют себя суфиями, а те, кто не согласились быть в рамках ислама остались самостоятельными религиями.
Ответом большинства курдов исламу стал езидизм. Впоследствии к езидизму присоединилась небольшая часть ассирийцев, а также "несогласные" арабы. Езидов пытались посадить в рамки ислама, чему они сопротивлялись. После того как мусульманам не удалось этого сделать, они объявили езидов дьяволопоклонниками и начали истреблять их, а также насильно обращать
в ислам. Так, сын Султан Занга Бадродин Лулу (династия Зенгидов) был правителем Мосула и хотел, чтобы езиды признали Каабу в Медине хаджем, но Шихсн (сын Шихади II) отказался. В результате мусульмане устроили геноцид езидов, после чего началась их эмиграция в Сирию и на территорию современной Турции, а сам Шихсн был казнен.
В XVI в. османский султан Селим I перенял титул халифа и начал утверждаться объявлением джихада против "неверных". Таким образом, образовалась Османская империя, которая являлась наследницей Арабского Халифата. После этого, треугольник угнетения приобрел совершенно другой вид. Верхушка состояла из турок, затем следовали другие мусульманские народы, а у основания, как всегда, находились кафиры.
Несмотря на то, что Арабский Халифат и Османская империя канули в Лету, многие на Ближнем Востоке горят желанием вновь создать объединённое мусульманское государство, поскольку джихад и шариат (основы ислама) не отменены. Ислам предполагает создание единого мусульманского государства. Обретение курдами независимости вообще противоречит мусульманской религии.
Некоторые исследователи приводят в пример депутатов иракского парламента от Исламского союза Курдистана и Исламской группы Курдистана, которые "рьяно отстаивают национальные курдские интересы". Почему же курдский народ должен верить тем партиям, которые считают себя "частью исламского движения" и спонсируются из-за рубежа?
Идея о том, что курды должны "превратить ислам в союзника в борьбе за курдские права" также не имеет под собой никакой почвы. Большинство курдов-мусульман всегда руководствовались и руководствуются исламом, но, несмотря на это, весь мусульманский мир игнорирует дискриминацию и геноцид курдов.
Из всех частей Курдистана, лишь в Турции огромное количество курдов (около 3 млн.), которые стоят на грани ассимиляции. Это связано с тем, что туркам удалось выдвинуть ислам в качестве внутригосударственной идеологии. Этот шаг вполне разумный, учитывая, что в стране больше не осталось христиан и езидов. Основное же население Турции составляют мусульмане-сунниты, поэтому ислам станет объединяющей идеологией для большинства граждан Турции. Конечно же, Турция отчасти переняла эту политику у Азербайджана, в котором практически уже нет курдов. Таким образом, ислам ускоряет исчезновение курдов в условиях отсутствия собственного государства. Безусловно, на данный момент Регион Курдистан создает благоприятную почву для провозглашения независимости. Вместе с тем, экономическая и культурная экспансия Курдистана Турцией чётко демонстрирует, что Иракский Курдистан - зона интересов турецкого государства. Уже сейчас большая часть экономики Курдистана контролируется турками. О какой же независимости идет речь? Помимо этого, в Регионе Курдистан повсеместно открываются турецкие школы, в которых учатся курдские дети.
Во всех ближневосточных государствах, в которых доминирует ислам, существует треугольник угнетения. Обретение евреями своего государства было восстанием низов (кафиров) против верхушки. В некоторой степени, именно благодаря идеологии политического сионизма евреи обрели независимость. Нужно понимать, что курды, в свою очередь, должны обрести независимость не от какой-то отдельной страны, а от целой мусульманской системы. Как и евреи, курды должны выработать свою собственную идеологию. Необходима такая идеология, которая объединила бы всех курдов (суннитов, шиитов, езидов, христиан и т.д.), а также народы Курдистана. При этом большая ответственность лежит на курдах-мусульманах, как на религиозном большинстве. В этой связи, всем курдам необходимо избавиться от религиозного мышления.
На данный момент идёт идеологическая борьба между исламскими партиями Курдистана и демократическими партиями в лице ДПК и ПСК. В этой идеологической войне демократические партии пока проигрывают, поскольку они не предложили идеологию, которая бы объединила всех курдов, а также народы Курдистана, в то время как исламские партии предложили в качестве данной идеологии ислам. Конечно же, исламские партии попытаются захватить власть, но не следует забывать, что они считают себя "частью исламского движения". Исламское движение не заинтересовано в образовании демократического государства на Ближнем Востоке, потому что сама демократия противоречит политическим интересам определенных исламских кругов. Помимо этого, исламское движение также и не заинтересовано в дроблении Халифата. Следует отметить, что ни одна религия не должна стать идеологией Курдистана, потому что это чревато серьезными последствиями.
Список используемой литературы:
1. Л. Гумилев "Конец и вновь начало", М., 2006
2. www.ezidi-russia.ru
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.