Умит Ферат (Umit Ferat), курдский интеллигент с независимыми и умеренными взглядами, объясняет эволюцию курдов следующим образом: "Мы думали, что самоопределение было единственным решением, но благодаря премьер-министру Тургуту Озалу (Turgut Ozal) [1983-1993] и демократизации, мы начали размышлять: почему бы нам не стать участниками процесса демократизации? Особенно если принять во внимание перспективу присоединения к Европейскому союзу. Утопия объединенного Курдистана потеряла свою привлекательность. Она становится еще менее реалистичной, учитывая, что эволюция демократии в Турции обнадеживает наших соседей из иракского Курдистана".
С этого времени, добавляет он, курды смотрят на запад, "одновременно чтобы получить выгоду от экономического развития, и вследствие региональной конъюнктуры. Они видят свое будущее в демократической Турции, которая признает их права". Это означает конец этнической дискриминации, полное признание курдской национальной идентичности (с правом преподавания курдского языка в школах) и децентрализацию, которая предусматривала бы некоторую степень автономии. А для этого необходимо конституционная реформа.
"Нам нужна инклюзивная. На ее взгляд, как и, по мнению многих курдов, конституционная реформа должна проводиться отдельно от разоружения бойцов PKK. Такая реформа требует свободных дебатов по деликатным вопросам, например, по проблеме автономии: "Каждый должен иметь возможность высказывать свою точку зрения. В Турции непросто проводить свободные обсуждения, и это ненормально".
Действующую Конституцию, принятую после государственного переворота 1980 года и в которую уже неоднократно вносились поправки, необходимо переписать или, по крайней мере, внести в нее существенные изменения. Блестящая победа AKP на парламентских выборах 12 июня 2011 года поставила партию в выгодное положение, чтобы взяться за эту работу.
Партия в третий раз победила, набрав 50% голосов избирателей и 326 из 550 депутатских мест с самым высоким процентом участия, начиная с 1987 года (86,7%). Впервые после введения многопартийной системы в 1946 году одна и та же партия одерживает победу три раза подряд и все большую пропорцию голосов.
Однако, каким бы значительным ни был успех, Эрдоган не получил большинства в две трети ─ 330 мандатов в парламенте ─ которая бы позволила ему внести изменения в Конституцию без консультации с другими партиями, и установить, как он хотел, президентскую систему правления. Премьер-министр пообещал, что его партия будет «скромной», и он постарается найти консенсус. Если нахождение договоренности с крайне правой Партией национального действия (MHP), получившая 13% голосов и 54 депутатских кресел, кажется маловероятным, AKP попробует сработаться с Республиканской народной партией (CHP), которая набрала 26% голосов и 135 депутатских мест и относит себя к последователям кемализм.
Реджеп Эрдоган мог бы также договориться с курдами и BDP (36 депутатских мест). Однако между июнем и началом октября BDP бойкотировала сессии парламента, протестуя против ареста шести своих депутатов, посаженных за решетку по антитеррористических законов. Ее решение вернуться в парламент представляет собой решающий этап процесса реформирования и выхода из конфликта, из-за которого погибло тридцать тысяч человек, начиная с 1983 года.