Это все больше походит на борьбу за власть. Отношения между журналистами и полицией в иракском Курдистане - напряженные. После сотен инцидентов за последние два года, которые касались журналистов, главный вопрос теперь: как охранять журналистов?
Причины инцидентов – среди многого, что обсуждалось на встрече курдских главных редакторов, состоявшейся в Сулеймании 15 февраля.
Некоторые журналисты считают, что они - часть политической системы, и не понимают своей роли информаторов людей о том, что происходит в их стране. Они не понимают, что их дело – предоставлять честную и непредвзятую информацию, чтобы люди смогли сделать свой собственный выбор.
Журналисты в Курдистане часто активисты, не только в их работе, но также и на улице. Случалось, что журналисты выкрикивали лозунги и бросали камни. Они прекратили быть работниками прессы и стали обычными людьми, по выражению одного из участников встречи. Для полиции не было никакого различия между этими журналистами и другими демонстрантами.
Мне было грустно, что некоторые журналисты, которых я очень уважаю, в прошлом году решили стать частью движений протеста, выступая с речами. Это не ваша работа, пытался я сказать им, и все это создает впечатление, что вы играете на стороне демонстрантов. И еще раз – именно так видела их полиция.
Часть проблемы связана с переломами в курдской прессе. Многие журналисты работают на партийные СМИ, таким образом, они знают о политике своей партии, и их роль в СМИ состоит в том, что они дают людям только ту информацию, которую, как думает их партия, им следует читать. Многие партийные журналисты сами себя подвергли бы цензуре, если бы их партия позволила им больше свободы.
Другая группа составлена из независимых журналистов и журналистов, работающих с оппозиционными партиями. Для посторонних между ними нет различия. Они - все против правительства, они пишут против него и в некоторых случаях действуют против него.
Следует пройти длинный путь, чтобы провести здесь перемены. Но мы можем начать, заставляя журналистов понять их роль во время демонстраций. Ко мне присоединились много уважаемых курдских журналистов и лидеров мнений, когда я попросил, чтобы главные редакторы проинструктировали свой штат о том, как вести себя во время демонстраций.
Ключевые пункты были: держаться в стороне и не смешиваться с протестующими, выделять себя, нося специальный жилет с надписью "ПРЕССА" и другими способами и оставаться в безопасности.
Когда мы подарили главным редакторам специальные оранжевые жилеты со словом "ПРЕССА" на них, некоторые участники собрания сочли это наивным. Как будто полиция действовала бы по-другому, сталкиваясь с журналистами в оранжевых жилетах? Они сказали, что это будет еще более опасно, поскольку журналисты станут более легкоразличимыми – на журналистов в жилете еще легче напасть, воспрепятствовать ему и арестовать.
Мы сочли это отчасти справедливым. Встреча была проведена в преддверии годовщины кровавых волнений 17 февраля. Все ожидали новых протестов, спустя год после начала демонстраций, которые стоили многих жизней и продлились в течение месяцев. У полиции оказалось недостаточно сил, чтобы бороться с протестующими, которые выходили на улицы. И когда кто-либо выходил, они начали беспокоить и арестовывать фотографов, которые осмеливались снимать.
Среди арестованных был фотограф Рахман Гариб, также из Метро-Центра по защите журналистов, изображенный на переднем плане в оранжевом жилете, которого я представил во время встречи. Всего, было задержано приблизительно десять репортеров Большинство было выпущено несколько часов спустя, но некоторые получили угрозы.
Почему? Эти журналисты делали свою работу. В Курдистане нет никакого закона, который мешает репортерам делать фотографии во время демонстраций. Закон о Прессе говорит, что журналисты имеют право собирать информацию. Соответственно, некоторые делают это письменно, некоторые снимая видео, некоторые, делая фотографии.
Я пытаюсь донести смысл этого сообщения до молодых офицеров полиции - тех, которые на улицах во время демонстраций. В моих лекциях я пытаюсь заставить их понять, что полиция и журналисты одинаково служат людям. То, что в числе их обязанностей – также наблюдать, чтобы журналисты беспрепятственно выполняли свою работу.
Но они получают различные инструкции от своих начальников, которые все еще считают журналистов врагами. Которые думают, что в нашу эпоху Интернета, еще можно не допустить изображений, снятых во время демонстраций, которые являются важными моментами в демократии, когда люди высказываются и должны быть услышаны. Эти начальники получают свои идеи от партий, к которым они принадлежат, или от политических деятелей, к которым они близки.
Поэтому журналисты в Курдистане только тогда будут безопасны и будут в состоянии сделать свою работу, когда политические деятели выскажутся в их поддержку. Когда новое правительство, которое будет сформировано в следующие недели, защитит права прессы и открыто поддержит меры, чтобы улучшить свободу печати и предотвратить цензуру.
Когда они поддержат идею, что журналисты могут сделать себя видимыми во время демонстраций, и играть на них роль как репортеры, не вовлекаясь, им позволят делать их работу.
В ближайшие недели я буду стучать в большое количество дверей, чтобы донести смысл этого сообщения. Но непосредственно сейчас я стучу в одну дверь в особенности: дверь возвращающегося курдского премьер-министра Нечирвана Барзани, который формирует сейчас свой кабинет. Я услышал, что он не раз высказывался в поддержку прессы, говоря, что без свободной (международной) прессы курды бы погибли в 1991 году, и что по этой причине он поддерживает независимую прессу в Курдистане.
Г-н Премьер-министр, покажите нам, что Вы имели в виду это. Помогите нам поддерживать журналистов в Курдистане в безопасности. Остановите полицию, беспокоящую их и бьющую их. Присоединитесь к нам в нашей кампании, чтобы улучшить ситуацию прессы в Курдистане. Это прославит Ваше имя в Курдистане и за его пределами, где нарастает критика в связи с резким отношением к прессе.
Но что наиболее важно, это может дать Курдистану ту прессу, в которой он нуждается и которой заслуживает: ответственную прессу, которая служит курдскому народу.
Юдит Неуринк – независимый голландский журналист, работающая в Сулеймании