Автономия, демократическое самоуправление и федерализм как возможные пути решения курдского вопроса в Турции обсуждались на встрече, организованной во фламандском парламенте в Брюсселе, Бельгия.
Представители турецко-курдской Партии мира и демократии Турции (БДП) и крупнейшей фламандской партии, Нового фламандского альянса (Н-ФА), а также ученые и эксперты, проанализировали исторический контекст и текущее состояние курдского вопроса в Турции . Выступавшие призвали Турцию и Рабочую партию Курдистана (РПК), остановить военные действия и создать комиссии по примирению и мирным переговорам при поддержке Европейского Союза и США.
Марк Хендрикс, член фламандского парламента от Н-ФА, и Карл Фанлуве, фламандский сенатор, поделились опытом фламандцев, которые подвергались дискриминации в Бельгии. Несколько десятилетий назад, заявил он, фламандское сообщество, которое составляет около 60 процентов населения Бельгии и живет в основном в северной части страны Фландрии, было лишено основных прав, родного языка и культурной самобытности.
"Поэтому мы, фламандский народ, поддерживаем и выражаем нашу солидарность с угнетенными народами, как, например, Страна Басков и Каталония [Испания], Северная Ирландия, Корсика [Франция], а также с курдским народом", сказал Марк Хендрикс.
Он подверг критике западные страны "за то, что они ставят впереди свои экономические интересы в отношениях с Турцией, вместо того чтобы защищать права человека". Он также отметил "отрицательную роль политиков турецкого происхождения в бельгийских федеральных и местных властях в качестве сикофантов Турции против курдского народа".
Карл Фанлоуве предложил создать национальный комитет по примирению в интересах мира и диалога, в котором турецкие и курдские представители будут решать курдский вопрос.
"Этот метод разрешения конфликтов уже успешно использовался в Южной Африке во время апартеида, в Испании после фашистского режима Франко, в Индонезии и Восточном Тиморе во время правления Сухарто и в Великобритании во время ирландского конфликта", сказал он.
Оба фламандских политика и курдские представители согласились с тем, что "несмотря на все страдания и трагедии в Турции в течение последних ста лет, это многонациональная и многоконфессиональная страна по-прежнему имеет возможность решить свои внутренние проблемы и жить в мире и согласии, используя свое религиозное и этническое богатство ".
Эсат Джанан, член турецкого парламента от БДП, заявил, что на Ближнем Востоке живут около 40 миллионов курдов и все они, за исключением тех, кто живет в Иракском Курдистане лишены своих основных прав.
Джанан подчеркнул, что "в настоящее время Турция имеет возможность решить эту человеческую трагедию в ходе продолжающегося процесса разработки новой конституции. Права человека для курдского народа, в том числе право на образование на родном языке, должны быть гарантированы новой конституцией. 10-процентный избирательный барьер для партий на парламентских выборах должен быть пересмотрен, с тем чтобы курдские партии участвовали в политической жизни Турции ".
Он добавил, что БДП не имеет завышенных требования, как независимость и федерализм, но курдские политики поддерживают демократическое местное самоуправление как лучшее решение для курдов и для остальной части Турции.
Профессор д-р Дирк Рохтус из Международного университета Лессиус в Антверпене дал общий очерк федерализма. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств, и каждое из них имеет свою специфику.
Проф. Рохтус сказал: "Даже если федерализм не стоит сегодня на повестке дня курдской борьбы, в Турции центральное правительство всемогуще. Идея регионализации приводит турок в трепет. Государство научило их опасаться, что регионализация означает гибель. Конечно, концепция федерализма - табу".
Профессор Рохтус однако предложил "примирение и взаимное согласие, как решение курдской проблемы. В то же время в областях, где курды составляют большинство населения, может быть применена местная автономия ".
Председатель курдского института в Брюсселе Дервиш Ферхо поднял вопрос: "как возможно для страны, которая несет ответственность за этнические чистки армян, ассирийцев, сирийских христиан, греков-понтийцев, курдов - быть членом ЕС?". Ферхо также подверг критике ЕС за поддержание турецкой антикурдской политики криминализации курдских организаций, включения их в список террористических организаций. Ферхо добавил, что продажа оружия Бельгией и другими европейскими странами Турции и криминализация курдов блокирует возможности для решения курдского вопроса.
Людо де Брабандер от Фламандского движения мира сосредоточился на стратегической важности Турции во время холодной войны, которая снизилась после распада Советского Союза. "Но Анкара вновь стал ключевым игроком во время ирано-иракской войны и в контексте сегодняшних отношений с Ираном и Сирией. Кроме того, Турция пытается стать "важным" энергетическим коридором, обеспечивая Запад нефтью и газом из Центральной Азии, Кавказа и Ближнего Востока. Европа и США использовали Турцию, чтобы сломать монополию России на энергетическом рынке ", сказал он.
Выступавшие на семинаре сделали вывод, что до тех пор, пока турецко-курдский конфликт не будет решен, энергетические коридоры не являются безопасными. Таким образом, решение этого затяжного конфликта является не только турецким и курдским интересом, но также будет полезно для Запада.