Курдский Новый год в Турции начался с насилия и смерти после того, как курды проигнорировали запрет турецкого государства.
Курды в Турции приветствовал Науруз или "Новый день" со страхом конфликтов и смертельных исходов. Во многих городах, в том числе Диярбакыре и Стамбуле курды столкнулись с турецкими силами безопасности. Турецкая полиция применила слезоточивый газ, водометы и дубинки для разгона курдских демонстраций. Демонстранты бросали камни в ответ.
Про-курдская Партия мира и демократии (BDP) в попытке разрешить более широкое участие, планировала начать празднование Науруза в воскресенье, 18 марта, и расширить празднование на неделе. Тем не менее, турецкое министерство внутренних дел настаивало, что торжества состоятся лишь 21 марта. Оргкомитет BDP распространил заявление о том, что запретить празднование было неприемлемо, добавив, что празднование Науруза начнется, как и планировалось, 18 марта.
Сопредседатель BDP Селахаттин Демирташ заявил: "Они [турецкие власти] могут запретить наши праздники, но мы проведем все запланированные мероприятия каким-либо образом во всех городах, в запланированное время и место".
Сопредседатель BDP Гюльтан Кишанак также провела пресс-конференцию в Стамбуле, в офисе BDP 17 марта, где она заявила, что Науруз не может быть запрещен. "Наша партия берет на себя ответственность за организацию Науруза для удовлетворения потребностей нашего народа. Правящая Партия справедливости и развития [ПСР] может помешать нашим праздникам, но она не может наложить запрет на Науруз. Наш народ будет праздновать свой день с большим моральным подъемом и энтузиазмом".
Тысячи курдов нарушили запрет и собрались во многих городах. С 18 по 21 марта многие из них были ранены и более 600 были взяты под стражу во время демонстраций.
Несмотря на агрессивную тактику турецкой полиции, в Диярбакыре, главном городе на севере Курдистана, более одного миллиона человек собрались, чтобы идти к "Парку Науруз" - району, где были намечены торжества. Среди них были депутат Демирташ и другие депутаты BDP. Огромная толпа призывала к мирному решению курдской проблемы.
В провинции Батман полиция бросила слезоточивый газ на автобус, перевозивший должностных лиц BDP, включая Ахмета Тюрка, видного курдского политика. Тюрк был ранен и доставлен в больницу. С больничной койки он заявил, что готов заплатить любую цену за свободу курдов. "Они [турецкие силы безопасности] не могут заставить замолчать курдский народ", сказал он. Полиция также избила другого депутата BDP Эртугула Куркчу во время празднования в городе Мерсин 20 марта.
В Стамбуле, крупнейшем городе Турции с большим курдским населением, тысячи курдов, которые хотели отпраздновать Науруз столкнулись с полицейскими дубинками и слезоточивым газом. Гаджи Зенгин, глава отделения БДП в Стамбуле, погиб во время вмешательства полиции в воскресенье, 18 марта. Губернатор Стамбула Хусейн Авни Мутлу заявил, что Зенгин скончался от приступа астмы, вызванного слезоточивым газом, однако, по информации BDP, он получил ранение в голову газовой бомбой и умер в результате травмы. Многие другие демонстранты получили ранения, многие из них были взяты под стражу.
Представители другой курдской партии, Партии прав и свободы (HAK-PAR), выступили с заявлением по поводу проведения демонстраций и насилия со стороны турецкой полиции, в котором они осудили смерть Гаджи Зенгина, и заявили, что он стал жертвой жестокости турецкого государства. "Пытаясь игнорировать право на демонстрации, которое гарантируется Конституцией, они нарушают права человека… Мы считаем, что политика [Турции] приведет к дальнейшему тупику в курдском вопросе, который является наиболее важным вопросом в Турции".
Между тем, турецкий вице-премьер Бекир Боздаг сказал, что офисами губернаторов были приняты меры предосторожности для обеспечения безопасности и они имели право не давать разрешения на проведение демонстраций. "Очевидно, что БПР и ее сторонники не хотят проводить демонстрации в демократической среде. Они хотят неприятностей, и поэтому начали демонстрации, наносящие вред общественной собственности и угрожающие жизни", заявил он.
Некоторые турецкие журналисты также подвергли критике запрет празднования Науруза и применение насилия со стороны турецкой полиции. Известный турецкий журналист Мехмет Али Биранд пишет в своей статье в "Hurriyet Daily News", что запрет на демонстрации Науруза нанес большой урон в Стамбуле и Диярбакыре. Он подчеркнул, что турецкое государство будет платить за эту потерю. "В течение двух лет BDP расширила эти торжества на неделю. В последние годы государство не издавало подобных запретов. В течение двух лет не было кровопролития на демонстрациях не было брошено ни одной бутылки с зажигательной смесью. В этом году, так или иначе, государство сказал "нет" и спровоцировало эти события", пишет он.
С 1925 года Турция рассматривает курдский национальный вопрос исключительно как проблему безопасности. Такой подход находит решение в принятии военных и охранных мероприятий. Недавние столкновения и аресты могут быть оценены и рассматриваться в качестве парадигмы подхода к обеспечению безопасности Турецкой Республики по курдскому вопросу.
Митхат Санчар, профессор права в Университете Анкары, написал статью, опубликованную в турецкой газете "Taraf" о последних демонстрациях и провале политики безопасности в курдском вопросе. "Демонстрация Науруза в Диярбакыре делает очевидным, что политика безопасности, которая основана на ограничениях, притеснениях и насилии, потерпела полный провал. Снятие запрета будет наиболее подходящим ответом правительства. Было ясно, что ограничения Науруза только усилят напряженность и повредят ситуации", пишет Санчар.
Согласно Ченгизу Чандару, турецкому журналисту и бывшему советнику правительства, торжества Науруза были запрещены, потому что считалось, что тысячи людей, вероятно, присоединятся к демонстрантам. В своей статье, опубликованной в турецкой газете "Радикал", Чандар утверждал: "Это не празднования Науруза. Это демонстрация огромного конфликта в курдском вопросе. Если правящая партия хочет быть новым наследником ограничительной политики государства вместо создания и расширения свободы, курдский вопрос не будет решен, но станет неуправляемым".