Президент Курдистана Масуд Барзани дал интервью телекомпании "Alhurra" в прошлый четверг, в котором заявил, что Багдад рассматривает возможность использования истребителей F-16, против курдов.
В своем интервью Барзани говорит, что вопрос противоречий с премьер-министром Ирака Нури аль-Малики не является личным, но является плодом диктаторской политики Малики. По словам Барзани, пост командующего иракской армией должен был быть одобрен парламентом, однако этого не произошло.
Барзани рассказал "Alhurra", что у него есть основания предполагать существование планов "военного решения" политического конфликта между с курдами и Багдадом. Барзани заявил, что на официальной встрече с иракскими военачальниками, было заявлено, что они ожидают поставок "F-16", чтобы помочь отодвинуть курдов.
Корреспондент "Alhurra" спросил Барзани, является ли премьер-министр тем человеком, который предполагает использование F-16 против курдов, но Барзани не ответил на вопрос. "Я знаю, кто это сказал, но, простите меня, я не могу дать более подробную информацию", сказал он, добавив, что курды становятся чужими в иракской армии, и эта политика ведется изнутри. Барзани подчеркнул, что никогда военное решение борьбы с курдами не будет успешным.
Курдские чиновники ранее выразили опасения по поводу $ 3 миллиардной сделки Ирака по покупке 18 истребителей США, и маргинализации курдов в иракской армии, несмотря на то, что и иракский начальник штаба и командующий военно-воздушными силами являются курдами.
Иракские курды опасаются повторения массовых убийств курдов иракским режимом. В 1980 году иракская армия убила между 50000 и 180000 курдов в пресловутой кампании "Анфаль". Однако иракские официальные лица пытаются убедить курдов, что "F-16" предназначены только для защиты границ Ирака.
С 4 апреля Иззат аль-Шахбандар, член партии Малики "Правовое Государство", заявил каналу "Al-Jazeera", что курды пытались ослабить правительство и лишить его тяжелого вооружения. "Имеют место усилия курдов по ослаблению иракского государства с точки зрения средств вооружения и отношений с арабскими странами. Мы были лишены своего права на запись в Конституции, что Ирак является арабской страной".
Камран Карадахи, бывший начальник штаба Президента Ирака Джаляля Талабани заявил "Рудав", что остается возможность того, что Багдад будет использовать иракскую армию против курдов. "Насколько мне известно, комментарии Барзани сделаны на основе достоверной информации, полученной непосредственно из первых уст. Почему вы думаете, шиитские правители превратились из совершенных федералистов в централистов? Я всегда предупреждал, что этого следует ожидать при наличии у них сильной армии. А скоро они будут иметь "F-16"".
Но другие аналитики исключают возможности использования "F-16" против курдов. Рейдар Виссер, научный сотрудник Норвежского института международных отношений, известный своими частыми комментариями на иракские темы, говорит о том, что "сценарий применения военной силы со стороны Багдада был бы вероятен в лишь в случае формального, одностороннего присоединение Киркука курдами".
В 2008 году, спорные город Ханакин был центром спора между курдскими и иракскими вооруженными силами. Исследование "Christian Science Monitor" говорит, что угроза конфликта была гораздо более широкой и затронула всю 300-мильную линию, которая отделяет курдов от арабских районов Ирака. В прошлом американские войска создавали совместные патрули и выступали в качестве миротворцев, чтобы предотвратить эскалацию напряжения на этих территориях, но в настоящее время американская армия ушла из Ирака.
В ноябре 2011 года передача аэропорта Киркука иракским властям силами США вызвала напряженность в отношениях между местными властями, курдами и иракской армией, которые не могли договориться, кто должен им управлять. В конце концов, Иракский премьер превратил его в гражданский аэропорт, неподвластный контролю иракской армии. После этого напряженность в Киркуке спала.
Хайдер аль-Хоея, сотрудник лондонского Центра научных исследований, соглашается, что возобновление напряженности в спорных районах возможно. "Некоторые мелкие стычки возможны и возможны несколько противостояний. Но не будет никаких серьезных военных столкновений. Это слишком дорогостоящее для обеих сторон предприятие, и в конечном итоге им придется опять договариваться о новом разделении пирога".
Он считает невозможным, что Багдад будет использовать "F-16" против курдов. "Турция имеет гораздо более продвинутые истребители, чем в Ирак может надеяться иметь, но не может решить проблемы с РПК со всей своей военной мощью. Даже если прозвучат угрозы использовать "F-16" против курдов, маловероятно, что курды испугаются".
Бен ван Хеувелен, главный редактор "Iraq Oil Report", говорит, что в давние споры между Курдистаном и Багдадом переросли в полномасштабный кризис на прошлой неделе на фоне отсрочки национальной конференции, призванной примирить фракции. "Это началось, когда курды прекратили экспорт нефти. Затем Шахристани пригрозил сократить долю Курдистана в федеральном бюджете".
Ван Хеувелен считает, что заявление Барзани связано с его недавним визитом в Соединенные Штаты, и американским обещанием "особого партнерства" с курдами. "Реакция администрации Обамы, кажется, была следующей: "Мы поддерживаем вас, но в рамках единого федерального Ирака". Другими словами, США, похоже, отверг просьбу Барзани и подтвердил свою поддержку Малики", говорит Ван Хеувелен.
Американский журналист считает, что Барзани, хочет донести до Вашингтона одно важное сообщение. "Когда Барзани говорит о "военном решении" Багдада, я вижу в этом предупреждение для администрации Обамы, что она не может давать Малики карт-бланш, в противном случае это будет угрозой курдам".