Появилась слабая надежда, что гражданской войны, которая уже разгорается в Сирии, все-таки удастся избежать. Однако степень недоверия между правительством и оппозицией в этой стране столь высока, что любая случайная вспышка может вновь привести к всплеску насилия. Как это предотвратить и что предпринять в случае неудачи - это в среду, 11 апреля, в Вашингтоне будут обсуждать министры иностранных дел восьми ведущих государств мира-членов клуба G8.
Срок до утра 12 апреля
Министры готовят намеченный на середину мая саммит "восьмерки" в Кэмп-Дэвиде, куда из Москвы поедет президент Владимир Путин. Не исключено, что к этому сроку с тревожащим многих будущим Сирии возникнет ясность. В числе не менее важных тем обсуждения - ядерные программы Ирана и Северной Кореи, а также планы американской противоракетной обороны в Европе.
Однако именно Сирии будет посвящено еще и сегодняшнее (11 апреля) закрытое заседание Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке. Слишком хрупка ситуация в Сирии, слишком близко к опасной черте длительного гражданского конфликта подошли там стороны и, учитывая непрерывное ухудшение, слишком мало времени остается для дипломатических маневров.
Вариантов немного - либо уже на этой неделе удастся добиться прекращения огня, а затем и политической договоренности о дальнейшей реформе режима, вплоть до проведения досрочных президентских выборов. Либо насилие продолжится, и западным странам вместе с Турцией и арабскими партнерами придется все глубже погружаться в опасный сирийский конфликт. Меры воздействия здесь наперечет: от угроз новых санкций до прямого военного вмешательства в дела Сирии.
Глава МИД России Сергей Лавров прибыл в Вашингтон с новой информацией, полученной от своего сирийского коллеги Валида Муаллема. Тот в начале недели приезжал в Москву на переговоры, вызвавшие ажиотаж журналистов, но так и не давшие публике ответ на вопрос о том, удастся ли уложиться в отведенный для прекращения огня двухдневный срок.
Впрочем, кое-что важное сириец все-таки сказал: правительственные войска уходят из зон соприкосновения с оппозицией, и дальнейшее зависит во многом от противоположной стороны и ее покровителей.
Отсчет начался 10 апреля в шесть утра по дамасскому времени. Соответственно, ровно через 48 часов, то есть до шести утра 12 апреля, правительственные войска должны уйти обратно в казармы из населенных пунктов, где они в течение года участвовали в подавлении оппозиции.
Кто даст гарантии прекращения огня?
Очевидцы из Сирии сообщают: то тут, то там звучит стрельба, за последние сутки не удалось избежать новых жертв. Из-за потока беженцев и попыток боевиков и контрабандистов оружием пересечь границу Сирии с Турцией, Ливаном и Ираком обстановка там остается напряженной.
То, что удалось заставить сирийское правительство принять план урегулирования, разработанный бывшим генсеком ООН Кофи Аннаном, - во многом заслуга российской дипломатии. Сирийским властям нелегко было решиться начать отвод войск, как того требует один из шести пунктов этого плана.
"Ведь ряд стран уже откровенно обсуждает вопрос снабжения сирийской оппозиции оружием. Где после этого гарантии того, что оппозиция не начнет вооруженного наступления на режим как раз после того, как правительство выведет свои войска из городов?", - сказал на днях автору этих строк известный российский востоковед, академик Евгений Примаков. Он хорошо знает и сирийского президента Башара Асада, и его министра иностранных дел Валида Муаллема, понимая, что стоит за их требованием получить гарантии того, что оппозиция тоже будет соблюдать условия соглашения.
Судя по всему, однако, в Москве сирийскому министру объяснили, что нереально добиваться таких гарантий от оппозиции, да еще письменных, как еще два дня назад заявлял МИД Сирии. Оппозиция раздроблена и действует несогласованно. Другое дело - это гарантии от тех, кто может воздействовать на оппозицию, в частности, хотя бы от главного ныне посредника в сирийском урегулировании - Кофи Аннана.
О необходимости этого Валлид Муаллем сообщил журналистам накануне отъезда из российской столицы. Сергей Лавров, со своей стороны, также пообещал, что обсудит этот вопрос в Вашингтоне на встрече с Аннаном и своими западными коллегами.
Россия, оказав давление на правительство Сирии, будет сейчас добиваться, чтобы США, Франция и другие заставили оппозицию воздержаться как от резких политических заявлений, так и от вооруженных вылазок.
"Мы рассчитываем, что те, кто так или иначе в эту ситуацию вовлечен, также будет работать без задних мыслей, без задних геополитических планов, исходя из коренных интересов сирийского народа", - сказал во вторник Сергей Лавров после переговоров с Валидом Муаллемом.
Миротворцы с Голанских высот
Если события будут развиваться успешно, то придется на ходу решать и технические вопросы. Например, о том, кто будет следить за прекращением огня и как не допустить рецидивов.
По мнению министра Лаврова, "в Сирию надо как можно скорее направить международных наблюдателей". Есть основания предполагать, что Кофи Аннан с этим тоже согласен. По данным автора, для начала речь может пойти об участии в сирийском урегулировании офицеров из Сил ООН по наблюдению за выполнением условия перемирия на Ближнем Востоке.
Такие миротворцы, к примеру, на протяжении многих последних лет были дислоцированы на Голанских высотах, оккупированных Израилем во время войны с Сирией в 1967 году. Перебросить часть из них - а среди них есть и россияне - с приграничной территории в саму Сирию не трудно. Позже их можно усилить специально прибывшими наблюдателями. Главное, чтобы это было эффективно и чтобы на это согласились обе стороны конфликта.
Переговоры об этом сейчас ведет в Дамаске норвежский генерал Роберт Муд, возглавляющий вышеупомянутые силы.
Россия, в любом случае, дала понять, что свое дело сделала - получила от правительства Сирии максимум возможного, поскольку вывод войск худо-бедно, но начался. Какова будет реакция оппозиции и насколько сама ситуация будет благоприятствовать мирному решению - эти вопросы пока остаются открытыми.
Елена Супонина, востоковед, политический обозреватель - для РИА Новости.