В своём интервью агентству "Rudaw" политик из курдской провинции Диярбакыр и первая женщина, избранная в парламент Турции, Лейла Зана говорит, что курды должны иметь единую позицию на родине и за рубежом. Являясь дважды номинантом на Нобелевскую премию мира и лауреатом вручаемой Европейским парламентом премии Андрея Сахарова за достижения в сфере борьбы за права человека, Зана уверена, что курды должны иметь возможность решать свою судьбу и выбрать тот тип федерализма, который им больше всего подходит. В настоящее время Лейла не входит ни в какую фракцию Великого Национального Собрания Турции и не скрывает свою поддержку Рабочей партии Курдистана, выступая за немедленное освобождение Абдуллы Оджалана.
Rudaw: В предыдущем интервью, Вы выступали за федерализм для турецких курдов. О каком типе федерализмы Вы тогда говорили?
Лейла Зана: Это или федерализм, или автономия; федерализм на уровне одной провинции известен как слабый тип федерализма. Эти варианты являются сейчас предметом обсуждения. Политики не должны забывать, что выбранная форма федерализма не должна отличаться от той, которую хотят люди, если они намерены добиться успеха. Я говорила об этом в 2011 году в Европейском парламенте, заявив, что курды должны сами решать свою судьбу. Курдская проблема не может быть решена путем запуска курдских программ на телевидении. Нам необходимо единство курдов у нас дома и за рубежом в целях достижения демократии и развития курдской нации.
В период Османской империи существовала система "Вилайет" (государств) и, кажется, мы должны обратиться к подобной форме федерализма, но если курды требуют другую форму, то это не приемлемо. Десять лет назад каждая страна хотела быть похожей на Европейский Союз, но в настоящее время в связи с экономическим кризисом он утратил свою популярность. Мировое сообщество и, особенно Ближний Восток, изменились. Политические режимы и системы этого региона устарели и, в конечном счете, исчезнут. Такие перемены можно наблюдать во всем мире.
Rudaw: Вы не хотите четко определить форму федерализма для Северного Курдистана, но какому варианту Вы более симпатизируете?
Лейла Зана: Все предлагаемые формы федерализма имеют различные механизмы. С этим связаны многие психологические барьеры, существующие у курдов. Некоторые из нас говорят, что это нормально, если курды не получат свои права. Подобный способ мышления должен измениться. Как курды будут отстаивать свои права, станет ясно после проведения референдума. Затем курды могут потребовать решить совершенно другие проблемы.
Rudaw: Другие проблемы?
Лейла Зана: Они могут потребовать новых условий сотрудничества с турецким правительством. Курды хотят жить свободно, но они еще не решили, как это сделать. Около 130 тыс. курдов находится в турецких тюрьмах. Десять тысяч из них были арестованы по политическим мотивам. 3500 курдских деревень разрушены.
Rudaw: Арест шести депутатов Партии мира и демократии (BDP) по-прежнему остаётся горячей темой в Турции. Как Вы думаете, они будут освобождены?
Лейла Зана: Во-первых, они вообще не должны были быть арестованы. Их освобождение ничего не изменит, так как 130 тыс. курдов по-прежнему в тюрьме. Некоторые из них уже 19 лет находятся в заключении без суда и следствия. Поэтому мы не должны забывать прошлое и вводить себя в заблуждение освобождением шести депутатов.
Rudaw: Депутаты BDP вступили в комитет, который рассматривает возможные изменения в конституции Турции. Что курды стремятся изменить?
Лейла Зана: Курды требуют, чтобы турецкие законы были очищены от всевозможных форм отрицания существования курдского народа. Турецкое государство основано на одной вере, одной нации, одном языке и одной культуре. Доминирование военных должно быть прекращено. Должен быть написан новый закон о гражданстве. Курдам должны быть даны новая администрация и политический статус. Они должны сами решать свои проблемы. Курдский язык должен активно использоваться и считаться коренным языком в Конституции, потому что мы не являемся меньшинством.
Rudaw: Курды не проводили крупных демонстраций для привлечения международного внимания и организации поддержки. Почему?
Лейла Зана: Курды выходят на улицы уже в течение 11 месяцев, требуя языковые права и свободы, но турецкое правительство запрещает демонстрации.
Rudaw: После своего визита в Турцию президент Курдистана Масуд Барзани заявил, что он готов помочь решить проблему Рабочей партии Курдистана мирным путем, но он вовсе не поддерживает военное решение конфликта. Как можно решить эту проблему?
Лейла Зана: Это звучные заявления со стороны Барзани, потому что такой диалог порождает своего рода взаимопонимание. Ранее риторика турецких властей по отношению к РПК и курдскому вопросу была очень резкой, но в последнее время градус накала удалось снизить благодаря усилиям некоторых групп. Если курдский вопрос не разрешится в Турции, то она сама станет международной проблемой. В настоящее время курдский вопрос обрёл международный статус и обсуждается в турецком суде. Весь мир выстраивает отношения с курдами. Только Турция всячески препятствует обретению таких связей.
Rudaw: Как Вы думаете, искренне ли турецкое правительство в своих усилиях по мирному решению курдской проблемы? Турция утверждает, что, если РПК сложит оружие, то турецкое государство прекратит военные операции.
Лейла Зана: Это происходит уже не в первый раз. Некоторые турецкие генералы повторяли то же самое в прошлом. Пусть турецкое правительство представит конкретную стратегию по разоружению РПК и решению курдской проблемы. Курдский язык до сих пор официально не признан.
Rudaw: Тема независимости в настоящее время серьезно обсуждается в Курдистане, особенно Барзани. Оказывает ли она какое-либо влияние на турецких курдов и саму Турцию?
Лейла Зана: Я внимательно слушала заявления Барзани. Он привел несколько интересных фактов, например, как Германия была насильственно разделена на Восток и Запад, но, в конце концов, объединилась. Он также говорил о том, как чехи и словаки были объединены, но в итоге разошлись.
Rudaw: Во время Вашего визита в Курдистан Вы высказались о проведении национальной конференции курдских женщин. Имело ли это начинание продолжение?
Лейла Зана: Первая национальная конференция была проведена в Диярбакыре в 2010 году. Это было особенное событие, потому что в ней участвовали представители всех частей Курдистана. Вторая конференция запланирована на 22 мая в Эрбиле. Мы обсудим роль курдских женщин в решении национальных проблем, чтобы не позволять мужчинам принимать решения единолично.
Rudaw: Созыв национальной конференции откладывался несколько лет. В чем причина задержки?
Лейла Зана: Всякое решение должно воздействовать на людей. Если эта конференция необходима на национальном уровне, то политикам ничего не остается, как организовать ее. В последнее время люди доказали, что консолидация усилий необходима. Мы знаем, что у всех политических партий есть свои принципы, но во время национальной конференции участники должны исходить исключительно из интересов курдского народа в целом. Они должны сохранить идентичность курдской культуры и нации. До недавнего времени каждая политическая сила утверждала, что она в состоянии отстаивать права курдов самостоятельно, но все они потерпели неудачу. Следовательно, мы должны создать независимый комитет для подготовки таких конференций на бескорыстной основе.
Rudaw: Лидер Народно-республиканская партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу заявил, что переговоры между РПК и Турцией продолжаются. Как Вы думаете, это правда?
Лейла Зана: Я надеюсь, что переговоры продолжаются. Проблема является многогранной и Турция должна сесть за стол переговоров, в том числе с Абдуллой Оджаланом, РПК, БПР и Курдистаном. Если все стороны объединятся за столом переговоров, курдский вопрос будет решен быстрее.
Rudaw: Есть ряд сообщений о возможном освобождении Оджалана. Предпринимаются ли серьезные усилия для этого?
Лейла Зана: В этом вопросе я настроена критически по отношению ко всем курдским организациям. Курды на севере и на юге страны должны активнее требовать его освобождения. Руководители Иракского Курдистана должны потребовать освобождения Оджалана во время своих визитов в ведущие страны. Прошло девять месяцев с тех пор как мы последний раз слышали об Оджалане. Масуд Барзани должен, по крайней мере, упоминать о нем в СМИ и поинтересоваться, почему о нем ничего не было слышно в течение девяти месяцев. Партия справедливости и развития (ПСР) может пойти на это и способствовать освобождению Оджалана.
Лейла Зана о новом виде курдского федерализма
2448 | 0 |