Баян Сами Абдул Рахман, представитель Регионального правительства Курдистана (КРГ) в Великобритании, в интервью "Рудав", сказала, что деловые отношения между компаниями Великобритании и КРП не касаются лишь небольшой элитной группы, но доступны каждому. Абдул Рахман подчеркивает, что ее офис относится ко всем одинаково.
Представитель КРГ согласилась встретиться со мной в своем кабинете в Вестминстере. Она является одной из немногих женщин-членов руководства совета Демократической партии Курдистана (ДПК). Несмотря на это, мы договорились не говорить только о правах и проблемах женщин, но и о ее работе в качестве представителя КРГ.
"Рудав": Что вы думаете об участии женщин в новом кабинете министров во главе с премьер-министром Нечирван Барзани?
Баян Абдул Рахман: Число женщин в кабинете министров снизилось. До 2009 года у нас было больше женщин-министров, и это несколько разочаровывает. Я считаю, что должно быть больше женщин-министров, это делает общество здоровым. Женщины существуют, и у них есть способности. Либо им не дают возможность, а иногда и сами женщины не достаточно напористы. Существует целый ряд причин, почему женщины не обращаются, или не имеют возможности пройти вперед. Нам нужны усилия с обеих сторон: одни, чтобы дать женщинам больше возможностей, другие, чтобы женщины были более настойчивыми. Я с нетерпением жду большей представленности женщин в будущих кабинетах.
"Рудав": Что вы можете рассказать о вашей кампании по признанию геноцида курдов?
Баян Абдул Рахман: За последние несколько лет мы создали достаточно большую группу людей, которые симпатизируют курдам по этому вопросу или являются экспертами в некоторых смежных областях. Около 18 месяцев назад мы решили собрать некоторых из этих людей вместе и попросить их сообщить нам, как добиться признания курдского геноцида. Первая встреча состоялась в мае 2011 года, группа состояла из ученых, юристов, специалистов в области коммуникаций и геноцида. Раз в три месяца мы встречаемся, и КРГ в Эрбиле поддерживает то, что мы делаем. Вообще, вопросы, которые мы хотели бы решить с помощью этих специалистов это: каким образом получить международное признания геноцида курдского народа, как добиться справедливости и компенсации жертвам, как повысить осведомленность общественности и как сделать курдский геноцид частью образовательных программ в Великобритании и в других странах, например в университетах или аспирантурах. В конечном счете, цель состоит признании геноцида Организацией Объединенных Наций, но это может занять 10 лет, так что в то же время мы можем попробовать другие способы положить начало официальному признанию. Но это не только политическое признание. Мы хотим повысить осведомленность школьников на Западе и Ближнем Востоке, чтобы люди знали, что случилось с курдами, чтобы это никогда больше не повторилось. Также мы хотели бы повысить уровень научных исследований о геноциде курдов. Консультативная группа предполагает, что мы должны стараться получить признание геноцида британским парламентом через онлайн-петицию, чтобы вызвать парламентские дебаты по этому вопросу. Это подтверждается Надхимом Захави, членом британского парламента курдского происхождения. Сейчас мы работаем над сбором 100 000 подписей для этой петиции.
"Рудав": Но, тем не менее, пока не так много людей подписали электронную петицию, почему?
Баян Абдул Рахман: Многие люди, которые говорят, что подпишут ее, пока не подписали, так как срок не ограничен. Многие курды в Великобритании не пользуются Интернетом и не имеют адреса электронной почты, который необходим для электронного заявления. Честно говоря, мы ждем, что петицию подпишут и британцы тоже, не только курды. Реальная кампания по повышению осведомленности начнется в ближайшем будущем. Эта задача будет очень сложной. Большинство британцев не знают о геноциде курдов. Может быть, они слышали о Халабдже, но не о том, что геноцид был проведен в течение десятилетий и принял несколько форм. Первое, что нужно, чтобы люди в Британии поняли, что геноцид был, а затем заставить их подписать онлайн-петицию. Это очень амбициозная задача, но это стоит сделать. Это позволит повысить уровень осведомленности.
Нам повезло, что есть несколько уважаемых британских парламентариев, которые хотели бы говорить об этом. Мы нуждаемся в большом толчке, и мы должны что-то делать. Курдская община также очень поддерживает это. В марте мы провели мероприятие, посвященное ходатайству, и все курдские политические партии были там и обещали поддержать это начинание.
"Рудав": Но, на самом деле, все курды поддерживают эту кампанию? Я слышал, некоторые курдские партии и организации отказываются подписать петицию.
Баян Абдул Рахман: Я была бы удивлена и разочарована, если это действительно так. Когда министр по делам Анфаля был в Лондоне в январе и попросил о встрече с курдской общиной, мы пригласили около 250 человек, представляющих все объединения и политические партий, и все они поддержали эту идею. Я была бы разочарована, если бы оказалось, что политические партии или отдельные обиды мешают (этому проекту). Если нам удастся получить 100 000 подписей или привлечь внимание общественности к геноциду, это не будет достижением для одного человека или одной политической партии, это было бы историческим достижением для всех курдов в Великобритании. Я не говорю, что соперничества не существует, но вопрос геноцида является более важным, чем это. Это больше, чем все мы, и все мы должны отложить в сторону наши разногласия и работать вместе. Это то, что до сих пор мне все обещали сделать, и у меня нет оснований сомневаться.
"Рудав": Вы также связывались с курдами Турции?
Баян Абдул Рахман: Да. Курды из Турции являются крупнейшей курдской общиной в Великобритании, и они очень благосклонны.
"Рудав": Но как вы хотите привлечь внимание британского народа?
Баян Абдул Рахман: Мы нацелены на британские СМИ, гуманитарные организации, профсоюзы и студентов. Студенты, как правило, заинтересованы в гуманитарных вопросах и правах человека, и очень активны. Существует много организаций, с которыми мы могли бы связаться, чтобы сделать это. Нам нужно повысить осведомленность общественности через британские СМИ и через социальные медиа.
"Рудав": Когда вы начнете кампанию?
Баян Абдул Рахман: Мы планируем сделать это в ближайшие несколько месяцев. Я думаю, важно, что люди понимают, что геноцид является не только событием в нашей истории, это то, с чем каждый день сталкиваются оставшиеся в живых и наше общество в целом. Геноцид является следствием наших решений в Курдистане, на международном уровне и в Ираке. Почему курды возражают против флага Саддама Хусейна? Потому что под этим флагом был совершен геноцид против нас. Почему мы настаиваем на уважении конституции на всей территории Ирака? Потому что Конституция является гарантией мирной совместной жизни. Геноцид это не просто исторический факт, мы не можем отложить его в сторону. Оставшиеся в живых жертвы живут в боли. Все общество живет с болью. Когда западные СМИ говорят о Киркуке, они всегда говорят о городе, "богатом нефтью". Но речь не о нефти. Речь идет о праве народа жить в своем доме, чтобы иметь свое имущество, чтобы сказать, к какой нации они принадлежат, не опасаясь оказаться в братской могиле.
"Рудав": Некоторые люди полагают, что офис КРГ в Великобритании сосредоточился на бизнесе, а не услугах. Что вы скажете на это?
Баян Абдул Рахман: Как правительство мы обязаны объяснять, что мы делаем. Например, почему мы содействуем торговле, и то, какое отношение это имеет к обычным мужчинам или женщинам на улице. Мы не продвигаем бизнес от одной элитной группы к другой. Как мне кажется, мы делаем гораздо большее. Торговля создает рабочие места в Курдистане, это создает возможности обучения, получения знаний о новых продуктах и услугах, это приносит международные стандарты в наш регион, это создает дружбу между нашей страной и другими. По данным министерства торговли КРГ, в Великобритании есть большое количество западных компаний, зарегистрированных в Курдистане. А британские компании приходят только после Турции, Ирана и Ливана. Это частично является достижением нашего офиса в Лондоне, и я горжусь тем, что сделала наша команда, если учесть, что никто не был заинтересован в ведении бизнеса в Курдистане еще несколько лет назад. Эти иностранные компании создают рабочие места и становятся послами Курдистана. Сегодня я не должна идти на каждую встречу и семинар по содействию торговым организациям в Курдистане, потому что многие британские бизнесмены уже знают о существующих возможностях.
Что касается услуг, мы предоставляем консульские услуги курдской общине, такие как выдача доверенностей или аутентификация документов. Мы также пишем письма в соответствующие министерства и учреждения КРГ от имени членов общины в Великобритании, когда у них появляются запросы. У нас есть специальный человек, следящий за стипендией студентов, которые приезжают из Курдистана. Мы находимся в ежедневном контакте с различными ассоциациями и сообществами из всех частей Курдистана, из Великобритании и с представителями Ирака и Курдистана. Работа с населением является важной частью нашей работы в Великобритании.
"Рудав": Вы даете стипендию для всех? Или тем, кто близок к политическим партиям?
Баян Абдул Рахман: Если вы имеете в виду программу стипендий по развитию потенциала человека, находящуюся в ведении Министерства высшего образования, то это не тот случай, когда люди из той или иной политической партии делят добычу. Существует онлайн-заявка, и это объясняется на веб-сайте. Чтобы стать кандидатом программы, вы должны иметь определенное количество баллов. Это очень прозрачная программа и КРГ попыталось сделать ее максимально справедливой, насколько это возможно.
"Рудав": Что вы можете рассказать о приеме на работу? Некоторые говорят, что нужно быть проправительственным, чтобы получить работу в офисе КРГ в Великобритании.
Баян Абдул Рахман: У нас нет множества рабочих мест в офисе, и некоторые люди думают, наш бюджет не имеет границ. Наш бюджет ограничен и Великобритания - дорогое место для работы, поэтому наши сотрудники также немногочисленны. Все резюме, отправленные на наш адрес хранятся в папке, и когда появляется вакансия, мы приглашаем тех, кто имеет лучшее резюме, что бы они прошли тестирование. Сегодня работа требует от заявителей не только знания курдского, но и умения читать и писать. Многие курды в Великобритании, особенно молодое поколение, могут говорить, но не могут читать или писать на курдском, так как они получили образование здесь, в Англии. В 2005 году, когда я стала представителем, наша система приема была более простой, но сейчас она стала более формальной. Мы работаем с любыми людьми. Неважно, являетесь ли вы членом ПСК или ДПК. Партийная принадлежность не является проблемой, и мы относимся ко всем одинаково. Честно говоря, когда курды приезжают сюда, чтобы обратиться за помощью или просить о трудоустройстве, мы не спрашиваем, к какой партии они принадлежат.
"Рудав": Некоторые говорят, что вы переехали из офиса на Эдгуэр Роад в Вестминстер, потому что люди могли протестовать там, но не могут сделать это в Вестминстере.
Баян Абдул Рахман: Они могут по-прежнему протестовать здесь. В Великобритании люди могут протестовать в любом месте с разрешения полиции. Эдгуэр Роад – это торгово-развлекательная площадь, которая не подходит для дипломатической миссии. И, когда срок аренды истек, мы, в конце концов, решили переехать. Сейчас мы находимся в самом сердце Вестминстера, где находится британский парламент и правительство, и где есть и другие посольства. Это гораздо более удобно и уместно в нашей работе.
"Рудав": Правда ли, что иногда люди, которые работают на КРГ, создают утечку документов на веб-сайты, такие как "Kurdistan Post"?
Баян Абдул Рахман: Утечка есть в любом правительстве. Wikileaks, спровоцировала крупнейшую государственную утечку всех времен! Но я не думаю, что это происходит из-за отсутствия контроля в КРГ. Большинство государственных служащих понимают позицию государства.
"Рудав": Некоторые говорят, что вы нанимаете больше иностранцев, потому что доверяете им больше, чем курдам.
Баян Абдул Рахман: Два наших сотрудника не являются курдами, а остальные, которые составляют большинство, - курды. Это нормально для дипломатических миссий, - нанимать местных и собственных граждан. Но, на мой взгляд, лучше иметь персонал из большинства курдских представителей. Иногда люди видят наших стажеров, многие из которых не являются курдами и, возможно, они принимают их за сотрудников КРГ.
"Рудав": Существуют слухи, что вы переезжаете в США. Какова ваша позиция по этому поводу?
Баян Абдул Рахман: Есть много слухов, но моя позиция такова, что я счастлива служить Курдистану, где возможно. Будь то в Курдистане, в США или Великобритании. Но до сих пор не было официального объявления об этом. Господин Кубад [Талабани] переезжает из США в Курдистан. Он работал в США в течение 12 лет, сначала в качестве представителя ПСК, а затем как представитель КРГ. Я была представителем в Великобритании на протяжении семи лет. Дипломаты обычно остаются в одной стране в течение четырех или пяти лет, но КРГ имеет иную политику. Может быть, потому что мы находимся в переходном периоде, и большая часть представительств до сих пор должным образом не установлена. Я надеюсь, что мы будем двигаться в направлении создания представительств в более короткие сроки... Это то, в чем сейчас нуждается Курдистан и мы счастливы служить ему.