Уже ясно, что Президент Ирака Джалал Талабани не использует свои полномочия для того, чтобы поставить на голосование вопрос о вотуме доверия премьер-министру Нури эль-Малики. Остается поставить этот вопрос непосредственно в парламенте. На первый взгляд, это - несложно, поскольку необходимо 25 голосов депутатов, которые есть, например, у "Иракийи", чтобы поставить перед президиумом парламента Ирака, который весь сейчас состоит из противников Малики, вопрос об отчете премьера Малики перед парламентом. В дальнейшем необходимо 65 голосов (одна пятая часть голосов от нынешних 325 мест в парламенте), чтобы внести предложение проголосовать, правда, на следующем заседании парламента, по вопросу о доверии премьер-министру. Даже с учетом возможных уходов из "Иракийи" части депутатов эта коалиция обладает необходимым числом голосов, чтобы инициировать все эти действия.
Есть ограничения в вопросах, которые могут быть основанием, для того, чтобы требовать отчета в парламенте. Их сформулировал в своем определении несколько недель назад Верховный суд Ирака, отвечая на запрос одного из сторонников Малики. И сейчас это можно сделать только в двух случаях, первое, если кого-либо из министров, включая премьер-министра, можно обвинить в каком-то определенном уголовном преступлении, или, второе, если его можно обвинить в нарушении Конституции Ирака. Несмотря на кажущуюся простоту, сделать это непросто. При этом голосование по какому-то конкретному вопросу может расколоть противников Малики, число которых находится где-то в районе порогового числа 160 голосов, не добирая нескольких голосов до абсолютного большинства. Многие надеются, что при голосовании в парламенте к явным противникам Малики присоединятся и другие депутаты, но может оказаться и наоборот.
Вряд ли удастся обвинить Малики в уголовном преступлении. Остается предъявлять ему обвинения в нарушении Конституции. По оценкам экспертов, это может быть вопрос о том, что Нури эль-Малики в нарушение Конституции Ирака проигнорировал требования провинций о превращении их в региональные образования, для чего правительство, согласно закона о формировании регионов и статьи 118 Конституции Ирака, должно было провести в этих провинциях соответствующие референдумы. Оно не сделало этого, несмотря на официальные запросы со стороны провинций Басра, Васит, Салахатдин, Дьяла. Другое обвинение в конституционном нарушение, выдвигаемое против Малики, заключается в том, что высшие чины вооруженных сил не проходят, как того требует статья 80 пункт 5 Конституции Ирака, утверждения в парламенте, что лишает его существенной части полномочий.
Это – серьезные вопросы, любой из них может стать остаточным достаточным поводом для вынесения премьеру вотума недоверия. Но согласитесь, что это – вопросы, по которым Малики может аргументировать свою позицию как рациональную или как вызванную текущими обстоятельствами. И главное, это - не обвинения в "диктаторских устремлениях", которые звучат вне парламента и вне страны и которые стали основой для формирования оппозиции в отношении него. Все упирается в лояльность, дисциплину очень неоднородных изнутри блоков, где каждая фракция, каждый депутат понимают, насколько судьбоносным и для территорий, и для каждого депутата будет это голосование.
Противникам Малики трудно просчитать, чем закончится столкновение в парламенте, к которому, как видно, готовятся обе стороны. Есть ответные ходы сторонников премьер-министра, который пока опирается не только на «Национальный альянс», но и в целом на правящую коалицию, хотя часть ее и требует отставки Малики, но все это пока за пределами официальных процедур. Есть угрозы со стороны сторонников Малики, например, в отношении смещения спикера парламента Осамы эль-Нуджаифи. Появляются слухи о закулисных договоренностях, правительство намекает на возможные уступки. Идет большой объем закулисных согласований. Иными словами, то, что происходит в Ираке, это – не революция, а позиционная игра, в которой стороны стремятся обеспечить свои интересы, а не просто сместить Нури эль-Малики любой ценой, как это кто-то со стороны может подумать.
21 июня должна начаться сессия парламента Ирака. Сегодня никто, кроме трех-пяти высших политиков в Ираке, не сможет аргументировано сказать, чем она закончится, но тот факт, что, хотя и с задержкой на неделю, но она должна открыться, свидетельствует, скорее, о том, что у политиков высшего уровня в Ираке есть какое-то общее решение. Вряд ли бы без этого было намечено начало сессии, ведь в Ираке умеют держать паузу.