Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу намерен провести переговоры с лидером Регионального правительства Курдистана (КРГ) Масудом Барзани по вопросу предотвращения установления контроля в северной Сирии со стороны курдских групп, связанных с Курдской рабочей партией (РПК) во время своего визита в Эрбиль, который начался вчера.
Об этом сообщает турецкая газета "Zaman Today".
Давутоглу находится с визитом в Курдистане во время роста турецкой озабоченности по поводу установления власти курдов в курдских северных городах Сирии вдоль турецкой границы после вывода сил Башара аль-Асада из этих, населенных преимущественно курдами, населенных пунктов, для борьбы с оппозиционными силами в Дамаске и Алеппо.
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган предупредил, что Турция намерена вмешаться, если "террористические формирования" появятся у ее границ.
Выступая перед своей поездкой, Давутоглу сказал, что его переговоры с Барзани будут направлены на активное сотрудничество в борьбе с терроризмом и на события в Сирии. "Барзани пообещал поддержку в борьбе Турции с терроризмом. Его администрация показала однозначные усилия в этом направлении, но этого не достаточно для Турции", сказал Давутоглу во время беседы с турецкими журналистами в воскресенье вечером.
Официальный визит министра иностранных дел в Северный Ирак уже давно спланирован после двукратного посещения Барзани Турции в этом году.
Профессор Серхат Эркмен из университета "Ахи Эвран" сказал "Zaman Today", что турецкая озабоченность по поводу увеличения влияния РПК на севере Сирии будет в верхней части повестки дня в ходе визита министра иностранных дел.
Партия демократического союза (PYD) имеет ополченцев в контролируемых курдами регионах на севере Сирии, и это дает PYD значительное влияние на другие курдские группы, которые вместе образуют курдский национальный совет Сирии (KNCS). Барзани недавно показал успех в заключении компромисса между этими группами созданием Верховного Совета курдской из PYD и KNCS.
Тем не менее, курдский лидер вряд ли будет раздражать PYD или пытаться исключить ее из политического процесса в Сирии, говорят эксперты. "Наличие связей с PYD, которая сильно зависит от РПК, приведет к увеличению влияния Барзани среди сирийских курдов. Я не думаю, что иракские курды откажутся от [их связи] с PYD", говорит Эркмен.
KNCS и PYD нового Верховного курдского Совета не сходятся во взглядах на потенциал сирийской курдской администрации. KNCS стремится к федеральной или политически децентрализованной, но единой Сирии, а PYD имеет в качестве конечной цели конфедерацию с иракским Курдистаном.
Тем не менее, северная Сирия является домом не только для курдов, но и для арабов и туркменов, так что создание отдельного курдского региона будет там затруднительным.
Турция, в принципе, не против создания курдской структуры в северной Сирии, утверждает газета, пока такое решение соответствует демократическому процессу, который включает в себя весь сирийский народ. Однако де-факто контроль курдских групп милиции, особенно РПК и ее ответвлений, на основе введения контроля над другими группами в этом регионе является тем, что Турция отвергает.
Турецкие аналитики утверждают, что РПК, скорее всего, является причиной распространения проблемы терроризма вдоль турецко-сирийской границы, в том числе в турецких провинциях Мардин и Килис, которые имеют устоявшуюся, функционирующую экономику. Например, Атилла Сандики, начальник стамбульского центра стратегических исследований утверждает, что Турция никогда не должна позволять себе быть неправильно понятой на международной арене и выглядеть противником демократической борьбы сирийских курдов. Тем не менее, утверждает он, Турция должна показать сильную негативную позицию по отношению к установившемуся контролю в северной Сирии.
Сандики также утверждает, что Барзани не достаточно сотрудничает с Турцией в борьбе с терроризмом. "Барзани не показывают достаточно инициативы по ликвидации РПК в Сирии, и это то, что расстраивает Турцию", сказал он.
С другой стороны, Вейсел Айхан, эксперт по Ближнему Востоку из университета "Абант Иззет Байсал", заявил, что визит Давутоглу может быть значительным, учитывая, что силы КРГ - пешмарга в настоящее время вовлечены в конфликт с иракской армией по поводу спора о контроле на иракско-сирийской границе, который может перерасти в более серьезный кризис.
Визит Давудоглу в северный Ирак совпадает с визитом лидера SNC Абдулбесета Саида на север Ирака, который прибыл в Эрбиль в воскресенье для переговоров с президентом Курдистана и другими курдскими лидерами. Чиновники из двух сирийских курдских групп, PYD и KNCS - представители двух курдских сил, которые не согласны с линией SNC, также находятся в Эрбиле, а Барзани явно стремится способствовать установлению согласия между двумя группами и курдским лидером SNC.
По словам Айхана, переговоры Давутоглу с Барзани также будут обнадеживающими в плане создания мостов между SNC и курдскими группами, но SNC вряд ли убедит курдские партии присоединиться к ее рядам.
Турецкое правительство считает SNC единственным законным представителем интересов сирийских курдов, предпочитая не обращать внимания на проблемы связей между сирийскими курдами и SNC.
Министр иностранных дел Турции накануне своего визита в Эрбиль встретился с заместителем главы национальной разведки (MIT) Хаканом Фиданом. Никаких заявлений по итогам этой встречи опубликовано не было.