На официальном сайте Президента Курдистана Масуда Барзани в субботу 28 июля была опубликована статья, в которой он рассказывает о текущей политической ситуации и о том, что он описывает как "беспокойство о национальном кризисе в Ираке".
"Я хотел бы письменно представить ниже объяснение нашей любимой нации фактов и сути противоречий между Курдистаном и Багдадом, а также напомнить о факторах проблем.
Курды являются основным компонентом в Ираке и после освободительного процесса они приняли активное участие в создании нового Ирака. Новая конституция Ирака и ее реализация являются единственной гарантией для сосуществования иракцев. Мы пытались осуществлять свои права и обязанности в рамках этой конституции, но есть люди, которые, после укрепления их базы, уклоняются от выполнения этой конституции и пытаются монополизировать власть все больше и больше.
Иногда, эта напряженность обсуждается в Курдистане таким образом, как если бы это была личная напряженность между мной и Малики. У меня нет личных проблем, связанных с аль-Малики или любыми другими лицами. Малики прожил несколько лет в Курдистане и проявил себя как друг курдов. Он также был моим близким другом, и мы постоянно были в контакте, и я пытался решить проблемы с ним на основе взаимопонимания, но он не сдержал обещаний, и действовал в одностороннем порядке.
Я потерял надежду на аль-Малики, когда в 2008 году он развернул иракскую армию с танками и другим тяжелым оружием на Ханакин для борьбы с пешмарга.
У нас есть проблема с этим менталитетом, который вместо диалога, говорит на языке оружия. Меня беспокоит то, что может случиться, если не сейчас, то в ближайшие годы. Если этот менталитет считает, что имеет право действовать так, пока он находится у власти, он будет создавать большие проблемы для Курдистана и Ирака.
В соответствии с конституционными полномочиями и ответственностью, возложенной на меня (как на президента КРГ), я не создавал новые проблемы, когда нарушил молчание об этом (авторитарном) менталитете (в Багдаде) в этом году, хотя некоторые люди видят это таким образом.
Скорее, я только вынес на обсуждение вопросы, которые существовали на протяжении нескольких лет, но не были рассмотрены всерьез.
Много лет прошло с тех пор, как было сделано обещание решить нерешенные вопросы (между Курдистаном и Багдадом), но в этом направлении не были предприняты серьезные шаги. Никакие серьезные меры не были приняты по статье 140, или по вопросу о бюджете и (финансовых) потребностях пешмарга, не принят закон о нефти и газе. Кроме того, курдские офицеры и чиновники отстраняются от службы в иракской армии.
После Эрбильского соглашение, они всегда избегали реализации его пунктов, таким образом, реальное разделение власти практически исчезло, и видна была только монополизация и возвращение к диктатуре.
Они игнорировали все обещания в отношении внутренних процедур Совета министров, и заботились только о неограниченной власти Малики, что было видно во всех аспектах: административных, безопасности, военных и экономических. Это нарушает конституционное определение правительства Ирака, так как в соответствии с конституцией главой правительства является глава совета министров, а не премьер-министр. Существует большая разница между этими двумя терминами, так как глава Совета министров будет следовать и выполнять внутреннюю политику и процедуры Совета, и не может действовать сам по себе.
Бюджет пешмарга был утвержден несколько лет назад, но он не начисляется региону, и это является захватом доли региона в национальном богатстве. Потому, что этот бюджет расходуется из доли Курдистана в федеральном бюджете. Курдистан и Багдад договорились в присутствии американцев, что пешмарга станут частью иракской системы обороны, и все их потребности будут поддерживаться из иракского бюджета обороны. И вооружение, и военная техника должны поставляться пешмарга на этой основе, но из всего оружия и снаряжения, поставленного на военные склады в Таджи, силам пешмарга не было выделено ничего.
Что касается вопроса о нефтяных контрактах, он обсуждался как на региональном, так и на национальном уровнях в течение длительного времени. Важно, что все стороны знают, что мы просили в течение нескольких лет, что бы специализированный и независимый комитет пересмотрел все документы о нефти в регионе и Ираке и выявил все их недостатки и конституционные нарушения, но они прячутся от этой проблемы . Они объявляют каждый раз, что создали комитет, а потом ничего не делают. Почему это скрывается?
Зачем весь этот шум о курдской нефти? Это вопрос. Нам очень интересно, делает ли это Багдад только для того, чтобы отвлечь внимание от поведения иракского министерства нефти в Багдаде.
Мы были очень терпеливы и всегда просили иракские группы решать вопросы путем диалога и соблюдения Конституции. Мы всегда ждали иракских решений и не закрывали двери для переговоров с любой стороной, которая верит в диалог.
Но если нет иракского решения, и мы понимаем, что Конституция не соблюдается, то мы будем прибегать к решению Курдистана, и примем свое мнение и решимость народа Курдистана. Мое сообщение на Науруз в этом году было только об этом.
Затем было проведено совещание иракских групп, направленное на решение проблем, и Блок Национального альянса специально попросил заставить Малики уважать и следовать конституции и соглашениям, подписанным между всеми сторонами в политическом процессе.
Вопрос о снятии доверия Малики обсуждался с учетом многих различных мнений. Некоторые утверждают, что это был мой проект. Но на самом деле это не так, это был проект других людей, а не мой. У меня были другие предложения по изменению этого стиля Малики. Я предположил проведение радикальных реформ в управлении Ираком, усиление принципов демократии и толерантность, потому что это суть проблемы. Но после того, как политические группы встретились в присутствии президента Ирака, вопрос о снятии доверия стал общим требованием, и я поддержал идею и не возражал, потому что на самом деле прошлый опыт игнорирования соглашений и отсутствия уважения к Конституция закрыл двери надежды на аль-Малики.
Я не сожалею об этом решении, и я выступаю в соответствии со своими обязанностями.
К сожалению, этот чувствительный вопрос смешивается с личными проблемами и конфликтами внутри Курдистана, и это тоже было несправедливо по отношению к правам и потребностям нашей страны, и это негативно сказывается на Курдистане и его статусе в Ираке. Я считаю, что мне нужно выразить эти идеи и предупредить, что то, что делается в настоящее время в Багдаде, создаст большую угрозу для всех в ближайшем будущем. Я поднял этот вопрос, чтобы каждый выполнил свой долг.
И если сейчас кто-то думает, что он может решить нерешенные вопросы с аль-Малики, дверь открыта, и я готов предоставить всю необходимую помощь. Кто может прийти и установить демократическую систему управления в Ираке и положить конец монополии, пусть придет и сделает этот шаг.
Короче говоря, я хотел бороться за конституционные права курдов и в то же время защитить демократический строй в Ираке. Я попытался сказать, что если ситуация и дальше так пойдет, через несколько лет она будет представлять собой большую угрозу в отношении прав курдов и всего политического процесса в Ираке.
Все должны знать, что этот вопрос касается не только региона. Речь идет о ситуации в Ираке в целом. Мы принимали участие в строительстве нового Ирака и многим пожертвовали для него. Мы хотим счастья и благополучия для всех иракцев. Мы хотим, достойной жизни для всех компонентов в Ираке. Но лица, принимающие решения в Багдаде, проигнорировали требования иракского народа, и создают напряженность, чтобы покрыть свои недостатки.
По всем стандартам, правительство в Багдаде не преуспело в обслуживании граждан. Правительство Ирака получило более половины триллиона долларов США в течение последних нескольких лет. Что произошло со всем этим богатством? Пусть иракцы спросят, что случилось с процессом восстановления? Где же услуги? Более 20 млрд. долл. США было выделено только для производства электроэнергии, так, где же результат? Пусть иракское правительство работает над обслуживанием своих граждан, а не непрерывно создает проблемы для региона Курдистан и политических групп.
В этой богатой стране граждане имеют право на лучшую жизнь и другие услуги. Но пока правительству в Багдаде не удалось обеспечить даже минимальное обслуживание. Вместо того чтобы спешить улучшить общественные услуги, новая волна вооружения находится в стадии реализации, а приобретение оружия просто навязывается в стране.
Здесь я хочу сказать людям, которые имеют такой менталитет, что прошла эпоха, когда они распространяли свои военные силы и свои силы безопасности в нашу страну. Мы не позволим вернуться вмешательству в интересы курдского народа и других народов в Ираке, чтобы принести их в жертву региональной повестке дня или узким личным интересам.
Регион стал свидетелем великих преобразований и стоит на пути дальнейших изменений. Поддерживая успех нации в регионе, мы повторяем наш призыв к поддержанию единства курдов на этом чувствительном этапе.
Пусть все стороны поставят высшие национальные интересы выше узких интересов. Напряженности, которые существуют в Ираке и в регионе, не должны стать инструментами для политических игр или для использования друг против друга, любой такой акт будет опасным для будущего Курдистана, курдов и региона. Эта ситуация возложила большую историческую ответственность на плечи всех.
Я чувствую ответственность за защиту интересов Курдистана, Ирака и демократического процесса. И я чувствую ответственность за защиту свободы и неприкосновенности граждан Курдистана, и я горжусь тем, что на меня возложен этот долг, и надеюсь, что все мы используем нашу энергию и силу, чтобы привести наш народ к миру, стабильности, свободе и лучшей и более достойной жизни."