Пять лет прошло после подписания так называемого "стратегического соглашения" между Демократической партией Курдистана (ДПК) и Патриотическим союзом Курдистана (ПСК). Обе стороны говорят, что оно должно быть пересмотрено и изменено до следующих провинциальных выборов.
9 августа Бархам Салих, заместитель генерального секретаря ПСК, сказал, что "механизмы (сотрудничества) правящих партий нашей страны должны быть пересмотрены".
На заседании старших должностных лиц ПСК, Салих сказал: "Стратегическое соглашение между ДПК и ПСК имеет большую ценность для нас... Тем не менее, обе стороны собрали достаточное количество замечаний, которые необходимо обсудить. Наша партия и ДПК договорились о необходимости пересмотреть соглашение и откровенно выразить свое мнение по нему".
Джафар Ибрагим, пресс-секретарь ДПК, сказал "Rudaw": "Мы настаиваем на важности договора и необходимости его продления. Он несет в себе большое значение для региона Курдистан, народа Курдистана и обеих сторон. Как подсказывает само название, данное соглашение предназначено для управления долгосрочными вопросами, а не мелкими проблемами".
В интервью "Rudaw", член политбюро ПСК Ахмед Саади Пира защищал соглашение, говоря: "Соглашение не произошло из ничего. Оно было завершено после ряда гражданских войн, которые смутили многих друзей курдов и привели к потере многих выгод и возможностей для дальнейших наших достижений. Что можно сделать, чтобы предотвратить гражданскую войну? Что можно сделать, чтобы подтолкнуть этого зверя сейчас? Единственным способом было бы извлечь пользу из истории".
Пира указывает на крупные войны в Европе в 19-м и 20-м веках и совместный рынок и валюту, внешнюю политику и стратегии безопасности европейских стран, согласованные для устранения потенциальных будущих войн. Он считает, что стратегическое соглашение между ДПК и ПСК играет ту же роль.
"Основная причина соглашения - избежать гражданской войны, а затем объединиться, чтобы защитить курдские достижения и получить больше. Это не для использования нашей энергии друг против друга", сказал Пира.
Пять тысяч человек погибли во время сражений ПСК и ДПК друг с другом в кровавых гражданских войнах. Холодная война не прекращалась, пока обе стороны не подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве 7 июля 2007 года.
Ибрагим сказал, что, хотя стороны подготовились к пересмотру и изменению договора, важно, что он остается в силе и что предпринимаются все усилия по обеспечению выполнения его пунктов. "Это должно быть соглашение об управлении правительством", сказал он.
"В Сулеймании наши члены считают, что они были маргинализированы, между тем, члены ПСК полагают, что они становятся изгоями в Дахуке", отметил он.
Пира отмечает, что никаких проблем по поводу содержания соглашения между ДПК и ПСК нет, но лишь по его реализации. "Договор должен быть реализован, как это написано, а не так, как некоторые люди хотели бы".
"Стратегическое соглашение является важной частью нашей национальной безопасности. Таким образом, несправедливо подрывать его важность и говорить, что соглашение является бременем на наших плечах. По сути дела, отсутствие этого соглашения может привести к катастрофическим последствиям", сказал он.
Хотя отношения между ДПК и ПСК колебались на протяжении многих лет, как на иракском уровне, так и уровне Курдистана, член руководящего совета ДПК считает, что соглашение является основным фактором для общей стабильности в Курдистане.
Чинар Саад Абдулла рассказала "Rudaw" о "пунктах, которые являются непростыми в реализации для любой из сторон, и должны быть пересмотрены, особенно те, которые связаны с идеологическими конфликтами. Например, вопросы сотрудничества с Багдадом и соседними странами, а также вопросы, связанные с работой правительства. Мы либо должны достичь [новых] договоренностей, либо мы должны ослабить узы достигнутых соглашений, чтобы работать с большей свободой".
Абдулла считает, что ДПК и ПСК должны пересмотреть соглашение немедленно, чтобы избежать риска причинения ущерба их союзу. "Мы должны ускорить решение этого вопроса", сказала она. "Обе стороны должны составить свое мнение о том, как принять участие в следующих выборах и какой избирательной кампании они будут придерживаться".
Фарид Ассасард, член руководящего совета ПСК, разделяет взгляды Абдуллы и говорит, что "поскольку обе стороны считают, что договор должен быть пересмотрен, мы должны договориться о том, какие именно пункты вызывают разногласия. Не возможно для обеих сторон приступить к следующим выборам без внесения изменений в соглашение".
Политические бюро обеих сторон провели ряд встреч на прошлой неделе, чтобы обсудить соглашение. По словам одного из членов ПСК, это был первый раз, когда многие открыто выразили свои критические замечания и мнения.
Стороны упоминали о визите Нечирвана Барзани, вице-президента ДПК, к Джалалу Талабани, генеральному секретарю ПСК, предполагая, что он был вызван неспособностью сторон прийти к соглашению по нескольким пунктам.
Тем не менее, Ибрагим опроверг эти слухи, сказав: "Целью этого визита было узнать о здоровье Талабани после операции. Наша встреча с ПСК была на пике успеха".
Кроме того, член Политбюро ПСК, хорошо информированный о визите премьер-министра Барзани, сообщил, что визит был полностью положительным и его результатом стало решение принять единую позицию в решении предстоящих проблем.
"Талабани и Барзани достигли соглашения по вопросам местного значения, вопросам региона и вопросам проблем с иракским премьер-министром и курдскими политиками в Багдаде", сообщил источник на условиях анонимности.
Пира считает, что суть соглашения заключается в обеспечении совместной работы политических партий и единства курдов.
"Мы часто говорим о партнерстве, но должностные лица в правительстве говорят от имени своей политической партии, а не от имени правительства", сказал он. "Это может также рассматриваться в виде отрицательного момента в работе министерств. Мы должны работать вместе, чтобы дать возможность работать правительству".
По данным Пира, восстание в Сирии также стало темой выступлений на совместном заседании политбюро двух партий.
"Помощь, которая оказывается сирийским курдам из бюджета президентства Курдистана, оказывается от обеих сторон", сказал Пира, отметив, что иногда это выглядит, как если бы ДПК помогала сирийцам, а ПСК ничего не делает.
Еще одна проблема между ДПК и ПСК имеет отношение к Министерству природных ресурсов. В связи с этим Пира подверг критике ДПК за использование преимуществ министерства в содействии партийным интересам. Он утверждал, что ПСК не была проинформирована о нефтяной политике в регионе. Пира спрашивает сотрудников министерства, являются ли они в первую очередь должностными лицами Регионального правительства Курдистана (КРГ) или членами ДПК.
Согласно информации, полученной "Rudaw", ПСК отмечает, что министр природных ресурсов, генеральный директор и сотрудники министерства, - все являются представителями ДПК. Было решено, что член ПСК будет назначен заместителем министра природных ресурсов.
В связи с этим, сказал Ибрагим, ДПК имеет схожие опасения по поводу партии, имеющей несколько членов в некоторых высших офисах, но не видит это в качестве большой проблемы. "Это неправильно, изолировать человека, потому что он член ПСК, ДПК или оппозиции".
"Изначально одним из наших намерений была попытка привлечь оппозиционные партий к участию в правительстве и извлечь выгоду из возможностей лиц для служения правительству и народу".
"Как союзники ПСК, ДПК отправил некоторые из своих собственных сообщений ПСК," сказал Ибрагим. "В последние иракские парламентские выборы ДПК, основываясь на просьбе президента Барзани, отдала парламентское место Акбара Хайдари (ДПК) Фуаду Массуму (ПСК)".
ДПК и ПСК договорились о создании комитета для решения вопросов между сторонами. Комитет будет возглавлять Нечирван Барзани от ДПК, а также два представителя генерального секретаря ПСК. Новый комитет будет нести ответственность за принятие механизма решения вопросов.
Мухаммед Мала Кадир, бывший член политбюро ДПК, который хорошо информирован о содержании стратегического соглашения, сказал: "Это соглашение было подписано между ДПК и ПСК в то время, когда внутреннее положение ПСК было не так хорошо. В то время у ПСК были внутренние проблемы… Талабани использовал сильную тактику со стратегическим соглашением. Он был в состоянии обеспечить свое место".
Кадир считает, что соглашение было одним из факторов, которые привели к отделению Горран от ПСК. Кадир защищает соглашение, но добавляет, что он сомневается, оно будет жизнеспособным.
"Обе стороны имеют свои собственные интересы. ПСК имеет большой интерес в Багдаде, ведь Талабани - президент Ирака", говорит он.
По словам Кадира, только ДПК потеряла что-то из-за стратегического соглашения. Все было разделено 50/50, но ДПК получила больше голосов, чем ПСК во время выборов. ДПК даже давала ПСК свои места в парламенте.
Смена власти между ДПК и ПСК в правительстве Курдистана основана на двухгодичном цикле, но члены руководящего совета обеих сторон выступают за четырехлетний срок.
Пира согласился с этой точкой зрения, и добавил: "Было бы лучше, если бы пост премьер-министра был основан на четырехлетнем сроке, потому что в течение двух лет премьер не может сделать многого".
Ассасард также заявил, что обе стороны знают, чего ожидать друг от друга.
"На этот раз соглашение не будет секретом. Оно будет обнародовано. Таким образом, все стороны смогут ознакомиться с ним".