В марте 2011 года группа молодых людей вышла на улицы небольшого, провинциального города Дараа в южной Сирии с требованиями реформ и перемен. Эта неслыханная по своей дерзости акция протеста, причиной для которой стал арест и избиение полицейскими нескольких подростков, которые изрисовали правительственные здания граффити с революционным контентом, вызвала огромное количество реакций и комментариев по всей Сирии. Вскоре беспорядки переметнулись из Дараы на окрестности Хомса, оттуда на пригороды Дамаска, потом "революционный вирус" подхватили Идлиб, Дир аз-Зур, Хама, и, наконец, Алеппо.
Все это время курдские районы оставались по-большей части спокойными. Несколько выстрелов в Кимишли, несколько инцидентов в Хасаке – но в сравнении с другими суннитскими районами, сирийский Курдистан отнесся к революции достаточно равнодушно. Казалось бы, как раз у сирийских курдов причин для восстания накопилось больше, чем у кого-либо в Сирии: последние 40 лет им было запрещено говорить на собственном языке и отмечать свои праздники, большинство сирийских курдов никогда не имели сирийского гражданства, хотя родились и выросли на территории Сирии. Асад-отец в свое время попытался скопировать исторический опыт И. В. Сталина и переселил тысячи курдских семей в другие районы страны, где они были оторваны от своих родных и близких, а также от полей, на которых трудились еще их прадеды. В последний раз волнения в курдских районах вспыхнули в 2004 году и были жестоко подавлены. Это была одна, но далеко не единственная причина равнодушия среди сирийских курдов.
В конце концов, после кровопролития в 1982 году в Хаме, сирийские сунниты тоже распрощались с идеей свержения клана Асадов и, возможно, именно поэтому Сирия стала чуть ли не последней арабской страной, в которой начались революционные процессы в 2011 году. Бесспорно, сирийская военная машина была способна запугать кого угодно, однако более вероятно, что курдское молчание объясняется активным вмешательством Турции в сирийские дела. С первых же дней революции Турция "приютила" оппозиционеров, разорвала отношения с Башаром Асадом и дала понять противникам режима, что Анкара полностью находится на их стороне. В сирийском Курдистане этот союз не вызвал ничего кроме раздражения и отчаяния.
Активная помощь Турции сирийским повстанцам вполне могла быть куплена обещаниями сохранить территориальную целостность этой страны. А для курдов это означает конец мечтам о собственной автономии, если не о создании большого курдского государства, в состав которого войдет иракский Курдистан, курдские районы Сирии, и, как это не фантастически звучит – курдские районы Турции. Поэтому в Кимишли не испытывали никакого пиетета в отношении Свободной Сирийской Армии, и не позволяли ее бойцам действовать против государственных целей на своей территории. Более того, сегодня, когда у сирийского режима не хватает солдат для того, чтобы держать курдов на цепи, как бывало, города и деревни сирийского Курдистана по-прежнему остаются спокойными, хотя улицы теперь патрулируют курдские вооруженные добровольцы, которые прошли подготовку в соседнем Ираке. На данный момент курдами никто (кроме Турции) не интересуется – сирийский режим и сирийская оппозиция заняты войной. Но после того, как портреты Асада-сына и Асада-отца будут сняты с улиц сирийских городов, новая власть, которая будет обязана Турции всем, вновь обратит свой взор на эти районы.
Слишком много сил на Ближнем Востоке действуют против создания независимого курдского государства, которое могло бы занимать огромную площадь и включать около 30 миллионов человек. Создание такого государство невыгодно Турции, Ирану и арабским странам, и выгодно... Израилю. Курдские политики в Ираке, Турции и Сирии уже много лет не скрывают своих симпатий по отношению к Израилю, который один из первых протянул руку помощи иракским курдам и приложил немало усилий для развития инфраструктуры в иракском Курдистане. Подобное государство было бы заинтересовано в теплых отношениях с Иерусалимом, и могло бы стать надежным политическим и экономическим партнером в регионе, где ненависть к Израилю является хорошим тоном. Кроме того, немаловажно и то, что радикальная исламистская идеология малопопулярна среди курдов, и что значительное их большинство поддерживает светские, а не религиозные политические партии.
Зная все это, неудивительно, что ближневосточные державы – Иран и Турция, а также арабские страны, готовы ненадолго объединить свои усилия, с тем, чтобы не позволить курдскому народу осуществить свою многолетнюю мечту о собственном государстве.