1 октября курс иранского риала рухнул до рекордно низкого уровня: 32 300 риалов за 1 доллар США. Падение иранской валюты в последние дни было подобно падению парашютиста с нераскрытым парашютом.
27 сентября – 26 900 риалов, 29 сентября - 28 600 риалов за доллар. Напомним, что в конце 2011 года доллар стоил около 11 000 риалов – падение меньше чем за год в 3 раза. Такого еще не было в новейшей истории иранских финансов.
Основной причиной столь стремительного падения курса иранского риала являются последствия запрета на импорт иранской нефти, введенного Евросоюзом с 1 июля. Изначально считалось, что европейские санкции не ударят по Ирану столь сильно, так как доля поставок иранской нефти в Европу весьма незначительна.
- Иранский лидер призывает власти защитить экономику страны от "заговора врагов"
Однако уже к августу Иран на 40-50% сократил объемы экспорта нефти, ежеквартально недополучая до 9 млрд долларов в казну, которая на 80% обеспечивается нефтедолларами. Удар санкций оказался достаточно сильным. Подтверждением может служить тот факт, что иранское правительство официально объявило, что запрещает сообщать какую-либо информацию о негативных последствиях антииранских санкций.
Те страны, в которых этот запрет не действует, эти данные, впрочем, публикуют. По данным американских аналитиков, индекс роста потребительских цен на иранском внутреннем рынке в августе 2012 г. по отношению к августу 2011 г. составил 24%. Особенно высоким этот показатель был для продовольственных товаров. Так, для фруктов он составил 74%, для овощей - 80%, для куриного мяса - 74%. В складывающейся ситуации ежегодные темпы инфляции в стране должны значительно превысить официальный прогноз в 25% и составить от 40 до 60%.
По мнению ряда специалистов, падение риала стало не только следствием санкций, но и результатом целого ряда былых просчетов самого иранского руководства (включая стимулирование неоправданно высокого роста объема денежной массы). Власти пытаются спасти положение. В начале года они объявили о 8-процентной девальвации риала по отношению к доллару и ввели единый обменный курс. Однако эти меры провалились из-за европейских санкций.
В этой ситуации властями была введена трехуровневая система валютного обмена, в соответствии с которой официальный курс (12 260 риалов за доллар) будет использоваться для импорта основных товаров, таких как мясо и медицинские препараты. Курс в пределах 15 тыс. риалов за доллар - для покупки промышленного оборудования и "промежуточных" товаров. Во всех остальных случаях иранцам придется платить по свободному рыночному курсу.
И этот курс продолжает свободно падать. Измученное инфляцией население стремится сбыть тонущий риал. Власти пытаются бороться с панической скупкой населением иностранной валюты. Дело доходит до смешного. Исчезла информация о валютных курсах с тематических сайтов, а также началось блокирование SMS-сообщений, содержащих слова "доллар" и "иностранная валюта" на английском и персидском языках. Понятно, что ситуацию это мало меняет: сообщений о проблеме нет, а проблема осталась – и быстро усугубляется.
Роковая цепочка: обесценивание валюты – инфляция – рост цен – сокращение производства – безработица – в любой стране способна привести к социальным проблемам. Тем более в такой стране, где, по мнению депутатов меджлиса, уже сегодня 85% населения живут ниже черты бедности.
Мнение известного экономиста-международника, директора Института проблем глобализации Михаила Делягина:
"В экономическом отношении у Ирана есть колоссальные трудности, потому что режим санкций носит очень жесткий характер. Дошло до того, что иранцев вырезали из международной системы банковских расчетов SWIFT. К сожалению, в ближайшее время у Ирана эти серьезные проблемы будут усугубляться. И всё, что мы можем по этому поводу сказать: мы надеемся на то, чтобы проблемы эти оставались только экономическими. Главная проблема Ирана в том, чтобы не стать объектом вооруженной агрессии, объектом уничтожения инфраструктуры и его руководства. На этом фоне ситуация в экономике, наверное, является второстепенной".
Конечно, лучше бороться с экономическими трудностями, чем с врагом на поле боя. Но ситуация в Иране и вокруг него такова, что она может вылиться в финансово-экономический коллапс, который способен нанести государству удары не менее чувствительные, чем любой вооруженный до зубов противник. Иранская экономика ждет срочных решений.