В этом интервью Саади Ахмад Пира, член Политбюро Патриотического союза Курдистана (ПСК), рассказал курдской газете "Rudaw" о возвращении Президента Ирака Джаляля Талабани в Курдистан и о необходимости придерживаться соглашения между ДПК и ПСК.
Талабани, генеральный секретарь ПСК, прибыл в Курдистан после трех месяцев лечения в Германии, где ему была сделана операция на колене. Он вернулся в то время, когда некоторые члены ПСК предложили пересмотреть свое стратегическое соглашение с Демократической партией Курдистана (ДПК). В отличие от большинства чиновников ПСК, Саади Пира считает, что стратегическое соглашение не должно быть реформировано.
"Rudaw": Последние события показывают, что ПСК и ДПК расходятся во мнениях относительно многих вещей. Есть ли у ПСК проблемы с ДПК?
Саади Пира: ПСК и ДПК были правящими партиями Курдистана на протяжении многих лет в свете стратегического соглашения между двумя сторонами. Иногда, руководящая система сталкивается с вопросами, и мы должны думать об их решении. Хотя у нас есть стратегическое соглашение, мы по-прежнему две разные стороны. Тем не менее, мы информируем друг друга до принятия официальных решений.
Люди, которые пытаются вызвать проблемы, являются членами партии, которые ищут реакции с другой стороны. Сотрудничество между ПСК и ДПК имеет прямое влияние на Курдистан. Люди в Курдистане будут жить в гармонии, если мы будем работать вместе, и обратное тоже верно. ПСК знает это слишком хорошо.
"Rudaw": Целью стратегического соглашения было разрешение разногласий между двумя сторонами. Однако само соглашение в настоящее время вызывает споры обеих сторон. Некоторые полагают, что соглашение вредит ПСК. Правда ли это?
Саади Пира: Как я уже сказал, эти слова отражают личные мнения, а не официальные заявления.
"Rudaw": Руководитель пресс-службы политбюро ПСК сказал, что соглашение наносит вред ПСК. Что вы на это скажете?
Саади Пира: Я считаю, что слова Азада Джундиани, представителя ПСК, были неверно истолкованы. Он просто сказал, что стратегическое соглашение должно быть реформировано.
"Rudaw": Нанесло соглашение действительно вред ПСК?
Саади Пира: Нет, этого не было. Люди в Курдистане живут в мире. Экономика прогрессирует. Политическая система работает. Мы считаем, что она не является идеальной системой регулирования, подходящей для любой точки мира. Каждая система имеет свои недостатки. Важно найти решения для улучшения системы. ПСК и ДПК не имеют разногласий по поводу текущих вопросов в Курдистане, лишь по поводу способов решения этих вопросов. Таким образом, разногласия не в содержании соглашения, но в методах его реализации.
"Rudaw": Это говорит о том, что целью соглашения было разделить власть между ПСК и ДПК в Курдистане. Поскольку соглашение не говорит о разделении власти между ПСК и ДПК в Багдаде, большинство ваших разногласий сосредоточены вокруг этой области. Почему?
Саади Пира: Совершенно верно. Текущая ситуация и будущее Ирака не были учтены в соглашении. Тем не менее, принципы и методы сотрудничества были упомянуты. Например, обе стороны планируют выборы. Так что план, который был установлен для обеих сторон, становится на повестке дня в реализации правительства.
Правительство должно вернуться к стратегическому соглашению в качестве источника при реализации планов. Позиции правительство должны быть разделены между двумя сторонами на основе результатов выборов и стратегического соглашения. Конечно, когда ПСК и ДПК выиграют всеобщие выборы, они всегда будут выбирать своих людей на важные позиции, такие как те, которые относятся к экономике и политике. Но для технических должностей у нас нет проблем с назначением других людей.
"Rudaw": Можете ли вы рассказать нам о мнении Талабани по поводу соглашения?
Саади Пира: Я не знаю его мнение. То, что я знаю, так это то, что он был согласен с содержанием данного соглашения.
"Rudaw": Талабани изменил свое мнение о соглашении?
Саади Пира: Данное соглашение является важным для будущего Курдистана. Когда мы предлагаем такие вещи, ДПК считает, что мы требуем реформ в содержании соглашения. Талабани считает нормальным пересмотр соглашения. Он не верит, что соглашение утратило свою легитимность. С другой стороны, соглашение необходимо сейчас более, чем когда-либо.
Талабани всегда говорил, что соглашение утратит свое значение, если оно будет обсуждаться только лидерами не будет реализовано в областях, о которых в нем говорится. Политические бюро ПСК и ДПК не просили реформировать соглашение. Когда придет время, специальная комиссия рассмотри соглашение для того, чтобы улучшить его.
"Rudaw": Необходимо сделать реформы в соглашении?
Саади Пира: Я так не считаю. Мы считаем, что метод реализации соглашения является вопросом, а не его содержание.
"Rudaw": Возможно ли, что Движение за перемены (Горран) станет третьей стороной в соглашении?
Саади Пира: Соглашение между ПСК и ДПК. Целью соглашения было прекращение конфликта между двумя сторонами. Соглашение служило курдскому народу во многих отношениях, таких как окончание гражданской войны между ПСК и ДПК. В настоящее время соглашение не нуждается в третьей стороне.
"Rudaw": Недавняя встреча между ПСК и Горран была истолкована как партийное собрание. Почему?
Саади Пира: Люди, которые присутствовали на встрече, провели большую часть своей жизни вместе в ПСК. Отношения между двумя лидерами, Талабани и Науширваном Мустафой, имеют долгую историю. Социальные отношения между лицами с обеих сторон не изменились, несмотря на разногласия между ними.
Нынешняя ситуация в Ираке требует примирения. Если в Курдистане некоторая напряженность произошла из-за отношения ПСК с главной оппозиционной партией, то в настоящее время ПСК предпринимает позитивные шаги в сторону улучшения отношений с ними. Мы всегда считали, что оппозиция должна играть свою роль как оппозиции, а не просто пытаться победить на выборах.
В ходе встречи стороны обсудили актуальные вопросы, стоящие между ними. Подобные встречи между Горран, президентом Масудом Барзани и премьер-министром КРГ Нечирваном Барзани также проводились. Так что встречи не были угрозой ни для кого, они проводились для устранения угроз Курдистану.
"Rudaw": Какие вопросы были затронуты в ходе встречи?
Саади Пира: Вопросы разделения власти и различных мнений. Разногласия и проблемы должны быть обсуждены в парламенте, а не в других местах. Курдистан и центральное правительство находятся в кризисе. Каждый должен принимать участие в процессе принятия решений и преодоления этого кризиса, а не только один человек.
Мы находимся в переговорах с Турцией по вопросу о сирийских курдах. Мы имеем хорошие отношения с Ираном. Лучше защитить эти отношения в интересах наших народов. Если курды объединились в Курдистане, то они могут иметь общий план, основанный на открытости, чтобы установить отношения с соседними странами. Этот процесс не будет успешным без ПСК и ДПК. Единство курдов не будет полным без оппозиционных групп, в том числе Горран.
"Rudaw": До встречи с ПСК, Горран сообщил ДПК об этом. Помогло ли это действие или разочаровало вас?
Саади Пира: У Горран и ДПК есть соглашение, так что все было нормально. Мы не подозрительны в отношении них. ДПК и ПСК уже согласились ослабить напряженность, заняться реформами, объединить голоса курдов и вместе с оппозиционными группами участвовать в важных политических решениях.
"Rudaw": Как здоровье Талабани?
Саади Пира: Он находится в добром здравии. После операции он должен много отдыхать. Он чувствует себя все лучше с каждым днем.
"Rudaw": Почему журналистам запретили фотографировать прибытие Талабани в аэропорту? Потому, что он находился в инвалидном кресле?
Саади Пира: Нет, он ходит с тростью.
"Rudaw": Вы видели, как он ходит?
Саади Пира: Да, я был с ним в Сулеймании в течение недели. Он использовал трость. Теперь он ходит без инвалидной коляски. Он должен отдыхать, чтобы не нагружать колени.
"Rudaw": Кого Талабани хочет видеть на своем месте в свое отсутствие?
Саади Пира: Талабани имеет двух заместителей – Косрата Расула и Бархама Салиха. Несмотря на состояние своего здоровья, Расул всегда присутствует на встречах руководства. В случае их отсутствия, делами партии занимается политическое бюро.
"Rudaw": Какова природа ваших отношений с Горран? Могут ли они быть описаны как две ветви одного дерева?
Саади Пира: Мы две разные политические партии. Они Горран, мы ПСК. Без сомнения, мы уже давно вместе. Наши нынешние отношения заключаются в том, что мы являемся правящей партией, а они являются оппозицией.
"Rudaw": Как вы думаете Горран и ПСК когда-нибудь могут объединится?
Саади Пира: Я не могу предсказать. Как вы знаете, некоторое время назад была годовщина курдской революции - 11 сентября. В то время там была только одна партия. Теперь у нас есть несколько партий.
"Rudaw": Что вы можете сказать о парламентской системе?
Саади Пира: Мы в Курдистане до сих пор живем в Ираке, и у него есть конституция. Никакая конституция не может быть принята и быть успешной, если она противоречит федеральной конституции. Конституция Курдистана не может противоречить конституции Ирака.
"Rudaw": Но об этом шла речь между Горран и ПСК. В вашем последнем совместном заявлении вы настаиваете, что парламентская система должна быть реализована в Курдистане. Что вы на это скажете?
Саади Пира: То, что мы сказали, не является чем-то новым. Иракская конституция это упоминает, и президент Курдистана осознает это. Это уже обсуждали это с ним. Барзани сделает все, что в интересах курдского народа. Это всего лишь повторение конституционной статьи. Во-первых, ПСК и ДПК должны обсудить реализацию такой системы. Во-вторых, она должна быть обсуждена с политическими партиями, парламентом и правовыми экспертами.