Как известно, крупнейшей на сегодняшний день нацией, не имеющей своей государственности, являются одни из наших ближайших соседей - курды. Самая большая часть этого народа сосредоточена в Турции.
В турецком Курдистане, а именно, в городе Диарбекир, в конце прошлого месяца прошел круглый стол "Медиа и армяно-турецкие отношения на текущем этапе". Принимавший в нем участие корреспондент "Делового экспресса" решил получить информацию о сегодняшних устремлениях турецких курдов, так сказать, из первых рук, и задал ряд вопросов по этой теме, а также относительно армянского следа в Диарбекире, курдскому писателю и журналисту Шеймузу Дикену.
- Сразу же глобальный вопрос. Что такое турецкий Курдистан, и к чему сейчас стремятся его жители - курды?
- Речь идет о востоке и юго-востоке страны, где компактно проживает курдское население, и его численность превышает численность других населений. Но примерно 1/3 часть курдов Турции проживает в других регионах страны, в частности, в городах на западе - Измире, Мерсине, Стамбуле и других...
Чего хотят турецкие курды? В первую очередь, они хотят жить в Турции без попирания всего, что составляет их самобытность. Одним словом, они хотят иметь те же права, какие имеют граждане Турции с турецким самосознанием. Когда в 20-х годах прошлого века была создана Турецкая республика, она была основана на одном единственном самосознании - турецком.
По Лозаннскому договору, некоторые национальные меньшинства были официально признаны в Турции, но курды в их число не вошли. Курдам тогда сказали, дескать, они на самом деле - турки, а язык, на котором они говорят - искусственно придуманный. Поэтому в течение 80 лет борьба курдов против "системы" так и не закончилась. И на сегодня курды хотят иметь полноценное самосознание во всех смыслах - в культурном, политическом и общественном. Различными мелкими шажками правительство Турции пытается, так сказать, решать эту проблему, но эти действия не принимаются курдской стороной, поскольку они не направлены на коренное изменение ситуации.
Один из самых ярких примеров попирания наших прав - запрет на получение образования на родном языке. Мы говорим правительству, что поскольку мы - нация, то желаем, чтобы наши дети изучали свой язык, свою культуру. А власти нам отвечают, что если мы пойдем на этот шаг, то встанем перед проблемой разделения общетурецкого самосознания, а это уже таит серьезную опасность. И вместо образования на родном языке как альтернативу нам предлагают в школах два урока курдского языка в неделю.
- А насколько объединены курды Турции? Есть ли единая воля в достижении своих целей?
- Естественно, что в курдском обществе есть различные течения. Было бы странно, если было бы наоборот. Есть курды, которые обращаются в Евросуд, есть те, кто хочет независимости для Курдистана, некоторые - за федерализацию страны. Однако основные силы, все местные администрации, ведущая политическая партия курдов, одним словом - большинство не хочет отделяться от Турции, а желает иметь полноценные права в рамках этого государства.
- Как Вы думаете, почему идея независимости не является определяющей для курдов?
- Дело в том, что курды уже более тысячи лет живут совместно с турками, и произошла довольно серьезная диффузия между двумя народами. Кроме того, как я отметил, треть курдского населения страны живет на западе Турции. И что будет с ними, если мы захотим для Курдистана независимости или федерализации страны?! Их жизням будет угрожать опасность. Учитывая все вышесказанное, будет правильнее, чтобы Турция стала демократичнее, и курды имели бы возможность самоуправления - причем как здесь в Курдистане, так и на западе страны.
- Надо ли это понимать, что для курдов Турции турки ближе, чем, скажем, курды Ирака или Сирии? И что Вы думаете о проблеме разделенности курдов?
- В смысле этнического самосознания, конечно, иракские курды нам ближе - в конце концов, у нас общий язык. Но в смысле уклада жизни, естественно, тысяча лет совместного проживания дают более близкие связи. С курдами других стран у нас связь, основанная на эмоциональной составляющей. И, конечно же, их проблемы нас интересуют. Как вы беспокоитесь за армян Сирии, так и мы - за курдов Сирии. И когда им хорошо - хорошо и нам.
Касательно разделенности народа. Это очень большая проблема. Помимо своей воли нация разделена на четыре разные части. Представьте, если четыре родных брата живут в разных селах и не имеют возможности для тесных связей, помощи друг другу... А со временем мы все больше и больше отчуждаемся. Например, сколько мы бы ни говорили на одном языке, из-за особенностей говора курды разных стран зачастую не понимают друг друга. То же с нашей литературой. Мы используем латиницу, они - арабскую вязь, а в Армении - вообще кириллицу. Недавно в Ираке издали мою книгу, а я даже не могу ее прочесть... Одним словом, решение этой проблемы очень непростое.
- Как известно, до 1915 года относительное большинство населения Диарбекира составляли армяне. Насколько армянский след остался в этом городе?
- По этой теме - теме 1915 года - курды, наверное, единственные, кто имеет позицию и смело об этом заявляет. По документам тех лет мы видим, что тогдашние власти Турции нас использовали в преступлениях против армян. Но те курды, которые убивали армян, делали это не на основе своего этнического самосознания, а на основе религиозного самосознания. В сознание людей было внедрено, что мусульмане должны завладеть имуществом гяуров, поскольку это хорошо для них. Таким образом, население подстрекалось к насилию.
Сегодня курды понимают это и потому просят прощения у армян. Кстати, была развернута даже целая компания по этому поводу (речь идет об акции представителей турецкой интеллигенции, в которой они просят прощения за то, "что Великая Катастрофа, которой подверглись армяне Османской империи в 1915 году, сталкивается с безразличием и отрицанием" - К. А.), и я участвовал в ней и был одним из 300 подписантов...
Курды по этой теме очень открыты в своих заявлениях, обсуждениях и действиях. Вот только один пример - на реконструкцию диарбекирской церкви Сурб Киракос (самая большая армянская церковь на Ближнем Востоке - К. А.) мэрия этого курдского города выделила 30% из общего бюджета. А префект одного из округов города на свои средства построил памятный камень, посвященный "Общей боли 1915 года", открытие его состоится в ноябре. С 2003 года мэрия выпускает многочисленные брошюры на армянском языке, а в ближайшее время, как я надеюсь, наш город станет побратимом с Гюмри... То есть курды признают все эти события, свою вину в них и просят прощения...
- Остались ли армяне в Диарбекире после геноцида? Может, кто-то, кто скрывает свою национальность?
- Очень много. Назвать какие-то цифры сложно, но могу привести такой пример. Некоторое время назад я написал книгу, в которой описывается, как покидали Диарбекир армяне. Так вот, на презентации этой книги собралось более 400 человек, и я просил, есть ли в зале кто-то из армян, помимо тех шести человек, которых я знал. Лишь один человек поднял руку. Затем я спросил, есть ли кто-то, у кого в семье дедушка или бабушка армяне. И тогда руки подняло более половины зала. Это - реальный факт.
Карен Арзуманян
Ереван-Диарбекир-Ереван
Круглый стол, организованный Ереванским пресс-клубом (ЕПК), был частью программы "Содействие отношениям Армения-Турция". Программа финансируется Агентством США по международному развитию (USAID) и осуществляется Консорциумом в составе фонда "Партнерство Евразия", ЕПК, Международного центра человеческого развития и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении в сотрудничестве с рядом ключевых турецких партнеров.