14 октября газета "Rudaw" организовала семинар профессора Джемаля Набаза и немецкого автора Ханнелоре Кухлер на Франкфуртской книжной ярмарке.
Набаз родился в Сулеймании в 1933 году и живет в Германии с 1960 года. Он написал несколько книг по исследованию курдского языка и истории. Ниже приводится выдержка из речи Набаза.
Попытки курдов создать независимое государство не прекращаются. У курдов было много возможностей в Первую мировую войну и Вторую мировую войну. Кроме того, после 9/11 курдский вопрос был возрожден вновь.
Некоторые страны в настоящее время обеспокоены тем, что курды создадут независимое государство, и утверждают, что эпоха национализма закончилась. Они упоминают Европу в качестве примера. Они говорят, что европейские страны воевали друг с другом в прошлом, но теперь объединились.
Но мы должны понимать, что создание Европейского Союза не заставило такие страны, как Германия, Франция и Италия стать одной нацией. Сегодня мы видим, что Европейский союз страдает от многих проблем, таких как кризис евро. Как долго будет Европейский Союз сохранить единство? Это по-прежнему не ясно. Я лично считаю, что Европейский союз означает объединение их валют, и что это был шаг, которого ждали европейские страны.
Те, кто говорят курдам, что эпоха национализма закончилась, или, что курды должны требовать их прав как граждан в пределах границ этих стран, те же самые люди поддерживают свои националистические права. Германия и Турция поддержали создание Косово и Хорватии в качестве националистических систем.
Я слышал, что некоторые люди на семинаре говорят, что они не хотят независимого курдского государства, если оно не будет либеральным и светским. Они также сказали, что если будет создано независимое курдское государство создано, нет никакой гарантии, что курдская нация будет иметь возможность осуществлять свободу в этом состоянии.
Это по-настоящему интересно. Многие страны, которые имеют свое собственное государство, получили его не бесплатно. Тем не менее, независимость государства связана с границами и землей, а не нацией, свободой и демократией.
Курды могут сказать, что они не хотят независимости или своего государства, а просто хотят иметь возможность жить в свободном Курдистане, где их предки жили тысячи лет. Вопрос заключается в том, могут ли страны, которые занимают земли Курдистана, предоставить свободу своим народам. Очевидно, что турки, арабы и персы не свободны в своих собственных странах.
Но дело доходит до вопроса о том, смогут ли курды защитить Курдистан, если они не являются независимыми. Ответ, очевиден, нет. Таким образом, курды обязаны быть независимыми в пределах собственных границ, с тем, чтобы быть в состоянии защитить свою страну.
Правительство не может стать правительством всех своих людей, если один человек или группа пытается навязать их национализм или религиозную идеологию другим людям. Если бы курды имели свое независимое государство, они могли бы защитить его. Лично я считаю, свобода является более ценной, чем государство или независимость, потому что свободная нация способна на создание собственного государства.
Курды всегда мечтали жить в мире с теми народами, которые живут с ними в одной стране. Курды всегда хотели провести диалог с ними в решении курдского вопроса. Однако, этот подход не был очень успешным, потому что ни курды, ни народы, живущие с ними, не являются свободными.
Свобода означает свободу мысли, свободу толерантности, которые должны быть приняты с детства. После падения Советского Союза страны Восточной Европы стали независимыми. Независимые государства возникли в регионах Узбекистана и Армении. Однако их страны все еще не являются свободными.
Две свободных страны также появились на месте Чехословакии, потому что эти две страны действительно верили в свободу и их лидеры были истинными представителями своего народа. Они были символом демократии и толерантности. Эти два народа мирно разделилась, и каждый создал свое собственное государство.
Как я уже говорил в моих книгах 50 лет назад, я лично считаю, что страны, - в том числе арабов, турков, персов, пуштун и армян, - можно установить в рамках федеральной системы, где все народы будут жить в гармонии внутри своих границ. Все из них будет иметь одного представителя в Организации Объединенных Наций.
Вернемся к курдскому вопросу и возможностям, которые появились для курдов в прошлом веке, такие как падение Османской империи в Первой мировой войне. Это была важная возможность для курдов создать свое государство. После войны Севрский договор пообещал курдам и армянам независимые государства. Вместо этого, европейские державы такие, как Англия и Франция разделили Курдистан между Ираном, Сирией, Турцией и Ираком. Как упоминала госпожа Кухлер, европейские державы обошли курдов и многие другие страны.
Давайте посмотрим на Палестину и Израиль в качестве примера. В то время Организация Объединенных Наций решила создать два государства для евреев и арабов в британской колонии. Вместо поощрения двух народов жить в мире друг с другом, Британия оставили их в состояние хаоса, который призвал две страны к столкновению. Сейчас исполнилось 50 лет конфликта между арабами и Израилем, много людей погибло в результате.
Курды имеют право на создание собственного государства во всех четырех частях Курдистана, а не только для одной автономной нации. Мир должен поддержать создание независимого курдского государства. Тем не менее, внутри страны курды, особенно в автономной части Ирака, так и не смогли воспользоваться этими возможностями.
В 2003 году, когда пришли американцы, это была возможность для курдов провозгласить независимость, но они этого не сделали. Как мы видим сейчас, группа шиитов захватила власть в Ираке и создает проблемы курдам. Как сказала госпожа Кухлер, есть также конфликт между шиитами и суннитами по поводу национализма и религиозной идеологии.
Запад должен приложить усилия, чтобы поддержать свободу и демократию в Курдистане, вместо поддержки политических партий. Поддержка политических партий не является верной. Они должны поддерживать курдских людей, которые работают в направлении свободы и мира.