После восьми месяцев ухудшения отношений между Эрбилем и Багдадом, 21 октября делегация высокопоставленных чиновников Курдистана посетила Багдад.
Под руководством Бархама Салиха, заместителя секретаря Патриотического союза Курдистана (ПСК), делегация провела 10 заседаний в Багдаде, семь из которых были с не-курдскими партиями.
Абубакир Халадни, член политического бюро Исламского союза Курдистана (ИСК), был одним из членов делегации, он описал "опасный" период напряженных отношений между Курдистаном и федеральным правительством.
"Многие события происходили в этот период", сказал Халадни в интервью газете "Rudaw". "Малики посетил Россию и Чехию для покупки оружия. Операционная команда "Тигр" была введена в Киркук и спорные регионы. Эти события вынудили курдскую делегацию посетить Багдад, чтобы сообщить, что такое положение не может быть терпимым".
Халадни сообщил, что визит в Багдад был курдской инициативой, и что работа курдской делегации была сосредоточена на трех пунктах: национальное партнерство, система безопасности Ирака и его экономическая система.
По словам Халадни, первая встреча делегации в Багдаде была с президентом Джалялем Талабани. "Встречайтесь со всеми сторонами и начинайте обсуждения по-дружески", сказал Талабани делегации. "Берегитесь категорических заявлений и излагайте свои точки зрения дипломатическим путем. Пусть ваши жалобы и предложения будут национальными и не ограничиваются Курдистаном".
Курдскую делегацию приветствовали члены Иракского Национального Альянса (INA) и их визит был охарактеризован как положительный. INA, которая является крупнейшим шиитским блоком в иракском парламенте, сообщила курдской делегации, что они не видят никаких союзников, кроме курдов.
Мухаммад Хаджи Махмуд, секретарь Курдской социал-демократической партии (КСДП), сказал, что INA во время встречи с курдской делегацией подтвердила свой союз с курдами, подчеркнув приверженность Конституции и Эрбильскому соглашению.
Курдская делегация также встретилась с премьер-министром Ирака Нури аль-Малики. Эта встреча длилась более двух часов.
"Наша встреча была очень откровенной, и мы передали все наши сообщения аль-Малики," сказал Халадни, отметив, что Малики признал на заседании, что в Ираке существуют некоторые проблемы.
"Он попросил все стороны сотрудничать в решении вопросов, и что в противном случае эти вопросы приведут к дальнейшей эскалации", добавил Халадни.
По его словам, делегаты сказали Малики, что "на фоне недоверия и нестабильности покупка оружия в настоящее время менее важна, чем предоставление социальных услуг и электроэнергии для народа Ирака".
"Мы также спросили его о том, почему было необходимо мобилизовать оперативные силы в Киркуке и спорных территориях. В ответ аль-Малики заявил, что мобилизация команды "Тигр" является координационной и конституционной, и что премьер имел право мобилизовать их".
Малики также сообщил, что "курды не должны чувствовать себя неуверенными по поводу покупки оружия Ираком, и должны быть счастливы, потому что Ирак становится все сильнее, и это оружие необходимо для защиты суверенитета Ирака против турецких и сирийских нарушений иракского воздушного пространства".
"Наша делегация сказала аль-Малики, что в Ираке пока не установлена демократия, и что соотношение курдов в иракской армии снизилось до 4 процентов, а покупка оружия на данном этапе будет опасным сигналом войны".
Малики и INA критиковали некоторых курдских политиков, особенно, в связи с Киркуком. Малики спросил делегацию, является Киркук курдским регионом или спорным регионом, и сказал, что в соответствии с существующим соглашением, курды должны иметь 12 контрольно-пропускных пунктов, но на самом деле, имеют 26 контрольно-пропускных пунктов и вмешиваются в дела города.
"Курдская делегация ответила, что присутствие вооруженных курдских пешмерга в Киркуке началась после освобождения Ирака, а не после подписания соглашение между Эрбилем и Багдадом," сказал Халадни.
Что касается других встреч делегации в Багдаде, Халадни сообщил, что "некоторые группы, особенно исламский Верховный Совет и Движение Садра, подняли некоторые вопросы, касающиеся курдов. Адиль Абдулмахди [высокопоставленный чиновник с исламском Верховном Совете] сказал, что курды в Багдаде говорят только об их 17-процентной доли в иракском бюджете, и не заботятся об Ираке".
Курдская делегация также встретилась с американскими и иранскими послами в Багдаде.
"Когда посол Ирана Хасан Данайфар встретился с курдской делегацией, он сказал, что они пытались организовать этот визит курдской делегации в Багдад в течение шести месяцев", сказал Махмуд.
Он добавил, что Данафаир сказал курдской делегации, что их визит в Багдад был большой переменой, и доказывает, что у курдов хорошие и мирные намерения в отношении Багдада.
Иранский посол высоко оценил визит делегации и сказал, что он показывает зрелость курдов, и что успешные решения зависят от диалога и переговоров.
"Мы сказали послу Ирана, что нынешняя система в Ираке схожа с иранской, например, потому, что иракское правительство является шиитским, и что, если иракское правительство не сможет управлять страной, это будет иметь последствия и для Ирана", сказал Халадни. "Иранский посол сказал нам, что если проблемы в Ираке не будут решены, то произойдет катастрофа".
Сближение между шиитами и курдами стимулировали Соединенные Штаты, сделавшие заявление с просьбой к обеим сторонам не изолировать суннитские группы.
"Американский посол сказал, что сунниты в Ираке опасаются, что соглашение между шиитами и курдами может привести к их маргинализации. Он сказал, что все группы, включая суннитов, должны иметь роль в Ираке.
Курдская делегация ответила ему, что курды в этой ситуации выбирают нейтралитет", сказал Халадни.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, курды, Курдистан, Нури аль-Малики, Бархам Салих, ПСК, ИСК, Абубакир Халадни, Джаляль Талабани, INA, Эрбильское соглашение, Киркук, Адиль Абдулмахди, Хасан Данайфар, Иран, США, шииты, сунниты