"Товары, потребляемые в Курдистане, как пули: когда они впервые ранят вас, вы не чувствуете всей боли. Но позже, боль убивает вас", говорит Муаяд Абдулрахман, глава Агентства по контролю за качеством Курдистана.
В связи с низким уровнем местного производства, Курдистан импортирует большую часть своих потребностей из зарубежных стран, особенно соседних. Но торговцы и чиновники, следящие за качеством, подвергаются постоянной критике из-за ввозимых товаров.
Региональное правительство Курдистана (КРГ) подписало контракты с двумя иностранными компаниями - французской компанией "Bureau Veritas" и швейцарской "SGS", - на проверку качества товаров, ввозимых Курдистан.
Тем не менее, Наузад Ясин, владелец эрбильской компании "Arasta", которая импортирует трубы, сказал: "Эти две компании не проверяют товары, которые ввозят в Курдистан".
Несоблюдение проверки импортируемых товаров вызвало проблемы у предпринимателей-курдов. "Когда мы привозим наши товары в город, они уже не в состоянии пройти тесты на контроль качества в Эрбиле", говорит он.
Со своей стороны, Абдуррахман утверждает, что после подписания контрактов с "SGS" и "Bureau Veritas", "90 процентов товаров, импортируемых в Курдистан, находятся под контролем".
Но Мухаммед Тахир Акрайи, директор лаборатории, обследующей трубы при Салахаддинском университете, сообщил корреспонденту газеты "Rudaw", что некоторые из товаров, которые прошли тесты контроля в "SGS" и "Bureau Veritas", не смогли пройти контроль качества его лаборатории. "Мы часто выясняли, что товары содержат ядовитые вещества и не имеют достаточно большого срока годности". По его мнению, "эти две компании собирают с торговцев по 2 миллиона долларов ежедневно, и не делают тестов контроля качества".
В соответствии с договорами с КРГ, владельцы грузов обязаны заплатить проверочной компании от $ 320 до $ 1800, в зависимости от стоимости их груза.
Ясин говорит, что он платит от $ 350 до $ 400 каждый раз, когда его груз подвергается контролю качества в управлении, "но деньги берутся, а тесты не делаются".
"С начала своей работы и до 30 сентября, обе эти компании собрали около $ 10 млн инспекционных сборов и 20 процентов от этой суммы было передано Агентству по контролю за качеством Курдистана", сказал Абдуррахман.
Должностные лица в "SGS" говорят, что они проверяют импортные товары в странах, которые их производят. Талал Халид, консультант "SGS", сказал "Rudaw": "Мы получаем списки товаров от Агентства по контролю за качеством Курдистана. Каждый товар из этого списка проходит нашу проверку. Если товар проходит наш контроль, мы выдаем торговцу сертификат, позволяющий ему импортировать товар".
Но владелец компании "Arasta" сказал: "Я загрузил товары прямо из производственных компаний за рубежом, без осмотра и контроля качества".
В ответ на это заявление, Халид не отрицает, что его компания не проверяет некоторые импортные товары: "Есть определенные заводы, в качестве товаров которых мы уверены. Они не производят товары плохого качества или контрафактный продукт. Таким образом, мы не проверяем их продукцию".
На весь Курдистан, включая Киркук и Мосул, есть только одна лаборатория для проверки труб, говорит Акрайи. Что касается труб, импортируемых в Курдистан, он говорит, что "компании, которые производят эти товары, обещают торговцам, что их продукция отличается высоким качеством. Например, на трубах написано, что они произведены в соответствии с турецкими, немецкими или европейскими стандартами. Но когда мы осматриваем их, мы понимаем, что они не соответствуют этим стандартам и содержат ядовитые материалы. Пластиковые трубы должны быть проверены. Они вступают в непосредственный контакт с водой и могут выделять вредные элементы в питьевую воду, которая в конечном итоге попадает в наш организм и вызывает рак. Даже блендеры для фруктов, используемые в наших домохозяйствах, представляют большую опасность для нашего здоровья. Никто их не проверяет".
Абдулрахман подтвердил, что нет лабораторий, способных произвести проверку блендеров в Курдистане, за исключением лаборатории его агентства. "Смесители, которые приходят из Китая, не проверяются. В Курдистане нет лабораторий, способных обнаружить раковые материалы, за исключением нашей лаборатории. Мы также не проверяем их, потому что не можем их контролировать".
Он критикует возможности эрбильских лабораторий: "Проверки цемента, железа и краски, проведенные в эрбильских лабораториях, показали, что качество этих товаров было низким. Но мы взяли материалы третьей лаборатории и обнаружили, что результаты ее проверки были неточными".
Халид утверждает, что лаборатория Салахаддинского университета не соответствует международным стандартам, поскольку была создана для образовательных целей.
Тем не менее, Акрайи говорит, что правительство поддерживает его лабораторию, а университет планирует открыть ее филиалы в других курдских городах и на границах Курдистана.
Абдулрахман рассказал еще об одном вопросе, который позволяет товарам низкого качества проникать на рынки Курдистана: "На некоторых пограничных пунктах некачественный товар разрешают провозить в обмен на взятки. Мы знаем, что это происходит, но у нас пока недостаточно доказательств, чтобы обвинить кого-либо. Тем не менее, у нас были торговцы, которые заявляли, что, если они захотят привезти определенный товар в Курдистан, они смогут это сделать, так или иначе".
Он говорил о конкретных пунктах, отметив, что Башмах и Первез Хан часто упоминаются в отношении взяточничества, и что пункты Ибрагим Халил и Хаджи Омран имеют меньше подобных проблем.
"Большинство некачественного товара и контрафакта ввозятся в Курдистан из Ирана и Китая", добавил Абдулрахман.
При нынешнем бюджете, утверждает он, его ведомство не в состоянии контролировать ввоз некачественных товаров в ближайшие 35 лет. Но, если бюджет будет расширен до $ 125 млн, Агентство будет иметь возможность контролировать и управлять всеми товарами, и больше не придется полагаться на иностранные компании.
Теги: Курдистан, Иракский Курдистан, рынок, товары