На прошлой неделе Луис Мартинес, директор по исследованиям парижского Института политических наук, посетил Курдистан в составе делегации университета. Луис Мартинес выступил на семинаре, организованном "Le Monde Diplomatique", и прошедшем под названием: "Нефть. Двигатель развития Курдистана". Эксперт по вопросам нефти, Луис Мартинес рассказал в беседе с корреспондентом газеты “Rudaw” о нефтяных контрактах регионального правительства Курдистана, подтвердив, что они были сделаны в соответствии с мировыми стандартами.
“Rudaw”: Как эксперт в нефтяной отрасли что вы знаете о нефтяной политике Курдистана?
Луис Мартинес: Я не имею достаточно информации. Я полагаю, что я должен вернуться в Курдистан, чтобы провести дополнительные исследования в этом вопросе. Перед приездом я попытался собрать как можно больше информации, но как исследователь я не сделал интервью с людьми, которые являются экспертами в данной области.
Из того, что я понял, Курдистан имеет 30 % запасов нефти Ирака. Курдистан был в состоянии представить лучшую нефтяную политику, чем центральное правительство. Например, нефтяные компании могут сэкономить до $ 2 за каждый баррель, если они будут вести добычу в Курдистане, и это большие деньги для компании.
“Rudaw”: Существует опасение, что Региональное правительство Курдистана (КРГ) отдает большую часть прибыли нефтяным компаниям. Это плохо?
Луис Мартинес: Курдистан имеет слабую экономическую политику, за исключением его политики в нефтяном секторе. Чем больше растет ее нефтяной сектор, тем больше развивается регион. Это хорошая идея для Курдистана - дать больше прибыли нефтяным компаниям. Самые богатые нефтью страны могут значительно развить свою экономику, если они используют это правильно.
Если бы я проводил исследования в этой области, я хотел бы упомянуть, как курдские власти контролируют этот сектор и как они используют его для интересов своего народа. Я хотел бы также исследовать, как нефтяные доходы могут быть использованы для развития общества. Задача курдских властей состоит в том, чтобы использовать эту политику правильно, иначе она обернется против общества.
“Rudaw”: КРГ подписало почти 40 нефтяных контрактов, но центральное правительство и курдские оппозиционные партии жалуются, что эти контракты не являются прозрачными. Является ли содержание нефтяных контрактов обычно открытым для публичного доступа в других странах?
Луис Мартинес: Контракты КРГ не менее прозрачны, чем в других странах. Контракты КРГ являются нормальными. Нефтяные компании, которые подписали нефтяные контракты с КРГ, были юридически осторожными. Они внимательно изучили статью 112 конституции Ирака, которая предусматривает подписание нефтяных контрактов между КРГ и нефтяными компаниями.
Согласно конституции, в тех случаях, когда новые месторождения находятся на территории Курдистана, КРГ имеет право подписывать контракты с нефтяными компаниями напрямую, без консультаций с центральным правительством. Тем не менее, политически, КРГ должно быть очень осторожно, потому что, если центральное правительство предложит выгодную сделку этим компаниям, они отвернутся от Курдистана и перейдут к Багдаду.
Нефтяные компании могут воспользоваться спорами между КРГ и центральным правительством в целях снижения цен на нефть. Например, Багдад требует 60 процентов прибыли с каждого барреля, но КРГ требует только 40 процентов. Если Багдад изменит сделку до 30 процентов, а затем постепенно уменьшит налог, компании воспользуются ситуацией в свою пользу.
Курдистан и центральное правительство имеют достаточно запасов нефти, которых хватит еще на 100 лет, поэтому нефтяные компании терпеливы. Для Багдада и КРГ было бы идеально прийти к соглашению в целях поддержания высоких цен на нефть.
“Rudaw”: Что означает присутствие крупных нефтяных компаний, таких как "ExxonMobil" и "Total", в Курдистане?
Луис Мартинес: Это означает, что Курдистан богат нефтью, и им легко получать нефть. Кроме того, они могут легко экспортировать нефть через Турцию. Они также имеют юридическую безопасность, и здесь не имеет большого значения, что правительство возьмет на нефтяных месторождениях. Они могут также оказывать давление на Багдад таким способом... Нефтяные компании были бы рады, если бы Багдад предложил им то же, что и Курдистан. В настоящее время, Багдад только подписывает контракт на обслуживание с нефтяными компаниями, и это менее привлекательно для компаний и приносит им меньше выгоды.
“Rudaw”: Вы думаете, что эти крупные нефтяные компании поддержат Курдистан, если он объявит о своей независимости?
Луис Мартинес: Курдские власти могут использовать существование этих крупных компаний в Курдистане в стремлении к независимости, но их целью является не независимость Курдистана. Это может поставить под угрозу их бизнес, потому что провозглашение независимости может принести войну и нестабильность.
В качестве исторического примера, в прошлом крупные нефтяные компании старались сделать регион Биафра, который является богатой нефтью территории в Нигерии, независимым, потому что он предлагал им огромные преимущества. В результате разразилась война, и нигерийские войска оккупировали регион. С тех пор, нефтяные компании осторожны с такими регионами.
“Rudaw”: Как Курдистан может использовать свою нефть для достижения независимости?
Луис Мартинес: Последние 50 лет показали, что федеральные округа, где есть нефть, а люди угнетены центральным правительством, всегда думают о независимости. Но центральное правительство может хорошо позаботиться о людях из этих регионов и предоставить им их права, как мы это видели в регионе Альберта в Канаде и на Аляске, в США, где их люди готовы оставаться под управлением своих правительств.
“Rudaw”: Курдистан в настоящее время экспортирует 250000 баррелей нефти каждый день, и эта цифра, как ожидается, возрастет до 1 млн. баррелей в день. Что лучше для Курдистана, сохранить свою нефть или экспортировать ее, получая только 17 процентов от дохода?
Луис Мартинес: Количество экспортируемой нефти в Курдистане в настоящее время не так велико. Напротив, это мало для региона, единственный доход которого поступает от экспорта нефти. Любая маленькая страна может экспортировать столько нефти. Курдистану, чтобы достичь более привлекательного уровня, нужно производить не менее 1 млн. баррелей в день.
Даже эта цифра не очень велика. Саудовская Аравия производит 10 миллионов баррелей в день. США производит 7 млн. баррелей в день, а Норвегия производит 4 млн. баррелей в день. Венесуэла и Ливия производят по 1,5 млн баррелей. Было бы не плохо, если ли бы Курдистан увеличил добычу нефти более чем на 1 млн баррелей.
“Rudaw”: В Курдистане игнорируются другие секторы экономики. Например, здравоохранение, образование и сельское хозяйство. Можете ли вы сказать, что у Курдистана "голландская болезнь"?
Луис Мартинес: Курдистан не имеет промышленности. Рынок Курдистана под угрозой разрушения, поскольку он зависит только от нефтяного сектора и не имеет экономического рынка.
Это правда, что Курдистан может столкнуться с несколькими проблемами, как и другие страны в прошлом. Первый показатель - чрезмерная зависимость от нефти. Второй - отсутствие контроля над государственными расходами при больших доходах от нефти. Увеличение государственных расходов в виде строительства небоскребов опасно. Последняя проблема в том, что Курдистан на высоте, пока цена на нефть высока, но что будет делать правительство, когда цена на нефть снизится в условиях экономического кризиса?
Есть много моделей для Курдистана, которым можно следовать, чтобы не столкнуться с этими проблемами. Например, Норвегия и Катар продают нефть, но они не тратят нефтяные доходы. Норвегия сохраняет доходы от продажи нефти в неприкосновенности, а Катар хранит их в банках и использует в интересах своего народа. В Норвегии, самой богатой нефтью стране в Европе, цена одного литра газа составляет 2 кроны (0,35 долл. США или 405 иракских динаров). Правительство хочет, чтобы люди зависели от самих себя. В Норвегии очень популярна рыбалка. Правительство призывает своих людей не отворачиваться от своей карьеры.
Это правда, что у Курдистана есть нефть, но он не должен игнорировать другие секторы. Курдистан должен следовать норвежской модели. Следует сохранить доходы от продажи нефти и научить людей зависеть от них самих. Тем не менее, для Курдистана будет нелегко дублировать модель Норвегии, потому что Норвегия непосредственно продает свою нефть, но Курдистан должен экспортировать свою нефть через территорию Турции. Курдистан должен попытаться сформировать стратегический альянс с Турцией.
“Rudaw”: Как Курдистану это сделать?
Луис Мартинес: Турция находится в центре игры, другие легко станут союзниками Курдистана. Если бы я был Турцией, я бы предложил Курдистану направить свою нефть в Европу через свою страну. Чем ближе Курдистан к Турции, тем дальше он от Багдада. Курдистан будет нуждаться в Турции для защиты.
Может быть, в ближайшие несколько лет Турция поставит политические условия Курдистану, сказав, что, поскольку она позволила Курдистану экспортировать нефть через территорию своей страны, Курдистан должен, в свою очередь, заставить Рабочую партию Курдистана (РПК) оставить ее территории. И, если Курдистан не ответит на это условие, Турция остановит экспорт нефти через свою территорию. В ближайшие пять лет будет экономический рост, пятизвездочные отели и хорошие дороги, и Курдистану придется трудно, если он не сможет экспортировать свою нефть.
“Rudaw”: Если Турция остановит экспорт нефти Курдистана, что должен предпринять Курдистан?
Луис Мартинес: Я не знаю, что будет лучше для Курдистана. Экономический рост и развитие будут иметь свои последствия. Иногда, кто-то должен заплатить за эти вещи. Таким образом, важно найти политическое решение курдской проблемы в Турции.
“Rudaw”: Как Курдистану следует решить свой нефтяной спор с Багдадом?
Луис Мартинес: В настоящее время Курдистан ведет дела с Багдадом очень хорошо. Это не курды создают проблемы, это Багдад не относится к курдам как следует. Курды могут воспользоваться ошибками Багдада. Плохое обращение Багдада может в конечном итоге принести пользу курдам.
Нефтяные контракты, которые были подписаны Курдистаном с нефтяными компаниями, являются стандартными контрактами. Так это делается везде, в любом случае. Главный вопрос не в том, может ли Курдистан получить доход от своих нефтяных контрактов, а насколько успешным может быть Курдистан в использовании этого дохода для интересов своего народа.
Теги: Курдистан, Иракский Курдистан, курды, Ирак, нефть, Турция, КРГ, Луис Мартинес, Exxon Mobil, Total, Норвегия, Катар, РПК