Формирование новой военной штаб-квартиры на спорных территориях Северного Ирака резко ухудшило и без того плохие отношения между Багдадом и его автономией - Курдистаном.
Новая операционная команда "Тигр" (Dijla), основанная в Киркуке и охватывающая все провинции с одноименным названием, а также соседние Салахеддин и Диялу, вызвала гневную реакцию курдских лидеров, которые хотят включить значительную часть этих территорий в свою курдскую автономную область.
Основные споры касаются ряда нерешенных вопросов между Багдадом и курдским региональным правительством в Эрбиле по поводу территорий, нефти и толкования федеральной конституции Ирака.
"Формирование операционного командования "Dijla" в Киркук и Дияле является неконституционным шагом со стороны иракского правительства," заявил курдский региональный президент Масуд Барзани. "Намерения, цели и действия этой команды направлены против курдского народа, политического процесса, сосуществования и процесса нормализации ситуации в спорных районах".
Малики, шиитский араб, ответил предупреждением курдским силам пешмерга "не провоцировать" иракские силы безопасности: "Мы призываем силы пешмерга не осуществлять любые действия, которые вызывают напряженность и нестабильность в этих областях, и мы советуем им держаться подальше от правительственных сил", говорится в заявлении, приписываемом аль-Малики.
Нерешенные вопросы представляют наибольшую угрозу для долгосрочной стабильности в Ираке, говорят дипломаты и чиновники.
Центральные и региональные органы власти также вовлечены в спор по поводу энергетической контрактов Курдистана, которые Багдад считает незаконными.
Операционное командование "Dijla" было создано 1 сентября и возглавляется генерал-лейтенантом Абдуламиром аль-Заиди, который заявил, что эти силы предназначены для решения проблем координации и безопасности в регионе.
Заиди, а также глава 12-й дивизии армии, которая охватывает Киркук и часть Салахеддина, настаивали в интервью агентству "AFP", что их силы не входили в город Киркук, этническую пороховую бочку из арабов, курдов и туркмен, которые составляют местные полицейские силы.
Курдский губернатор провинции Киркук Наджмалдин Омар Карим отказался сотрудничать с новой командой, утверждая, что между существующими учреждениями уже есть достаточная координация. "Я являюсь руководителем (провинциального) комитета по безопасности, который включает в себя командиров полиции, спецслужб, пешмерга, и 12-ю бригаду иракской армии, и у нас уже налажено сотрудничество, нам не нужна новая операционная команда", сказал он. "Иракская армия не должна вмешиваться, мы не можем принять введение военного положения".
Силы США играли координирующую роль между курдскими и арабскими силами на спорных территориях, особенно в Киркуке. Созданные совместные патрули и контрольно-пропускные пункты состояли из американских солдат, иракских солдат и войск курдских сил пешмерга. Большинство иракских полицейских в Киркуке, курды, в то время как большинство иракских солдат - арабы.
Но так как силы США ушли в прошлом году, отношения между Багдадом и Эрбилем становятся все более напряженными. Ранее в этом году Барзани говорил, что он опасается, что Малики использует закупленные у США истребители "F-16" для атак на Курдистан, и призвал правительство лишить доверия премьер-министра.
Малики настаивает, что новый командный центр не предназначен для борьбы с любой политической группой, а создан исключительно для борьбы с террором.
Курдов, однако, это не убеждает.
"Мы уважаем и ценим иракскую армию, она принадлежит всем нам, но она должна оставаться в казармах и работать для обеспечения безопасности на границе", сказал Карим.
Богатая нефтью провинция Киркук является одним из самых спорных районов. Курды стремятся интегрироваться в провинции полуавтономного Курдистана, утверждая, что это исторически курдский город. Киркук находится чуть южнее границы автономного Курдистана, его население представляет собой смесь большинства курдов и меньшинства арабов, христиан и туркмен. Город лежит в 250 км к северо-востоку от Багдада. Курды имеют здесь сильные культурные и эмоциональные связи, сам город они называют "курдский Иерусалим". Курды видят его в качестве законной и идеальной столицы независимого государства Курдистан.
Статья 140 конституции Ирака связана с нормализацией ситуации в городе Киркук и других спорных районах путем возвращения обратно его курдских жителей и репатриации арабов, переехавших в город во времена прежнего режима из провинций в центральном и южном Ираке.
В статье также содержится призыв к проведению переписи населения, за которым должен последовать референдум, чтобы позволить жителям решить принадлежность Киркука к автономному иракскому Курдистану, Ираку или сделать его независимой провинции.
Прежний режима иракского президента Саддама Хусейна вынудил более 250.000 жителей-курдов отказаться от своих домов, и в 1970-х годах провел процесс "арабизации" города и нефтяной провинции.
Последняя этническая перепись населения в Ираке была проведена в 1957 году, задолго до того, как Саддам начал свою программу по перемещению арабов в Киркук. Перепись показала, что в городе жили 178000 курдов, 48.000 туркмен, 43000 арабов и 10000 ассиро-халдейских христиан.
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, курды, Ирак, Dijla, Киркук, нефть, Масуд Барзани, Нури аль-Малики, Наджмалдин Омар Карим, иракская армия, США, Саддам Хусейн